|
айя
Тхетджи родился в бирманской деревушке Паяубведжи,
в восьми милях к югу от Рангуна, 27 июня 1873
года. Ему дали имя Маун По Тхет. Отец умер, когда
ему было десять, и мать в одиночку выращивала
четырёх детей - его, двух его братьев и сестру.
Поскольку Тхетджи нужно было помогать семье, он
получил минимальное школьное образование в 6 классов.
В 14 лет он работал, таская повозки с рисом, и
отдавал всю свою зарплату матери. В 16 он женился
на одной из трёх дочерей преуспевающего фермера
и у них родились дочка и сын. |
|
У
Сайи Тхетджи в детстве не было возможности стать саманерой
(младшим монахом), что в те времена являлось важной,
хоть и распространённой практикой в Бирме. Однако
позже, когда его племяннику исполнилось 12 лет, он
получил пострижение в саманеры, а после - и в бхиккху.
Когда
ему было 23, он обучался медитации анапанасати у учителя-мирянина
- Сайя Ньюнта, и практиковал её семь лет. Семья Тхетджи
проживала достаточно благополучно и мирно, до тех
пор, пока деревню не охватила эпидемия холеры в 1903-ем.
Многие его родственники, включая его собственного
сына, умерли. Это так глубоко затронуло Тхеджи, что
он не мог найти спасения от депрессии. В отчаянии
он отпросился у жены и родственников и ушёл из деревни
в поисках "бессмертия".
В
сопровождении друга - У Ньё, Тхеджи путешествовал
по всей Бирме, практикуя затворничество в горах и
лесных монастырях, обучаясь у различных учителей,
и мирян, и монахов. Один из учителей посоветовал ему
отправиться на север, к Достопочтенному Леди
Саядо. Тхетджи обучался у Леди Саядо семь лет,
а жена и невестка посылали ему деньги в качестве поддержки,
поскольку фермерские дела у них шли достаточно хорошо.
Через 7 лет, вместе с У Ньё, он вернулся в родную
деревню, но не стал вести прежнюю домохозяйскую жизнь.
Леди Саядо советовал ему усердно работать над развитием
самадхи и мудрости, так чтобы он сам потом мог обучать
медитации других. Поэтому они поселились в гостевой
зале, которую стали использовать как зал для Дхаммы.
Там они постоянно медитировали. Одна из соседок готовила
им еду, пока они практиковали в затворничестве.
Тхетджи
жил так в течение года и быстро совершенствовался
в медитации. В конце этого затворничества он понял,
что ему нужен совет учителя, но тот был достаточно
далеко, поэтому Тхетджи обратился к тем книгам, которые
написал Леди Саядо.
Жена была очень недовольна такой жизнью мужа, и даже
хотела подать на развод. Тхетджи объяснял ей, что
теперь живёт в соответствии с 8 обетами мирянина и
что отныне их отношения могут быть только такие, как
у брата и сестры. Со временем она согласилась, и стала
продолжать помогать ему вместе с невесткой. Он был
неимоверно им благодарен и сказал, что за эту щедрость
он может заплатить только лекциями по Дхамме. Другие
родственники и жители деревни поначалу думали, что
он обезумел от горя и ведёт затворнический образ жизни,
поскольку сошёл с ума. Однако после того, как он начал
давать лекции, они увидели, что он действительно изменился,
и в самом деле живёт в соответствии с Дхаммой.
Вскоре
его стали просить обучать медитации, и он собрал свою
первую группу в 15 человек в 1914-ом, когда ему был
41 год. В том зале, где он жил, он стал давать лекции
по Дхамме и медитации. Люди не могли поверить, как
он мог давать такие глубокие лекции, не имея теоретических
познаний в Дхамме.
В 1915-ом Тхетджи взял жену и её сестру, а также ещё
нескольких родственников, чтобы отправиться на север
и поклониться Дост. Леди Саядо - его учителю, которому
тогда было уже почти 70 лет. Тхетджи рассказал учителю
о своих достижениях в медитации и тот был очень доволен.
На следующий день Леди Саядо созвал монахов и сказал,
что этот мирянин теперь может обучать медитации не
хуже его самого. Тхетджи обучал медитации порядка
25 монахов, которые хорошо знали древние тексты. В
этот момент он стал известен как Сайя Тхетджи (Сайя
означает "учитель").
осле
возвращения домой, всё больше и больше людей стало
приходить к Сайя Тхетджи, и его репутация как учителя
медитации продолжала распространяться. Он учил всех
- и малограмотных фермеров, и рабочих, и тех, кто
хорошо знал древние тексты. Деревня находилась неподалёку
от столицы Бирмы, а потому здесь вскоре появились
и городские жители, как У
Ба Кхин.
Медитационный центр Тхетджи продолжал набирать популярность,
и с течением нескольких лет количество занимающихся
учеников дошло до 200 человек, включая монахов. Места
не хватало, а потому более продвинутые ученики практиковали
медитацию у себя дома.
Тхетджи
жил в одиночестве и тишине и ел один раз в день. Как
и монахи, он никогда не обсуждал собственные достижения
в медитации. Если его спрашивали, он никогда не отвечал,
до какой ступени ему - или его ученикам - удалось
дойти, хотя многие считали, что он достиг уровня анагамина,
предпоследней стадии просветления и потому многие
его называли Анагам Сайя Тхетджи.
Поскольку
учителей-мирян в то время было очень мало, Сайя Тхетджи
встречался с некоторыми проблемами, которых не было
у монахов. Его критиковали за то, что он не знал буддийских
писаний. Сам он не обращал внимания на эту критику
и показывал, что результаты практики говорят сами
за себя.
30 лет он обучал медитации всех, кто к нему приходил,
помогая им советами от своего опыта и используя в
качестве инструкций книги Леди Саядо. Когда ему было
72, его жена уже умерла, невестку охватил паралич,
да и его здоровье оставляло желать лучшего. Он раздал
всё своё имущество родственникам, оставив 50 акров
рисовых полей и 20 водяных буйволов для поддержания
зала Дхаммы. Эту работу он поручил тем, кто хотел
ему чем-то помочь.
Вскоре
он переехал в Рангун для прохождения лечения, а также
чтобы посетить своих учеников в столице. Там он сообщил,
что вскоре умрёт в Рангуне, и что будет кремирован
в месте, где ещё ни разу не проходила кремация. Также
он сказал, что его останки не должны храниться в святых
местах, поскольку он ещё не полностью свободен от
загрязнений, что он ещё не архат.
Он наставлял всех быть прилежными в практике, уважать
всех монахов и монахинь, следить за телом, речью и
умом, и отдавать дань уважения Будде во всех своих
делах.
В свои последние дни Сайя Тхетджи обычно ходил медитировать
на пагоду Шведагон. Каждую ночь он сидел, вместе с
примерно 50 своими учениками, в медитации. Во время
этих медитаций он не произносил ни слова, а молча
медитировал.
Одним
вечером, примерно в 10 часов, во время одной из таких
групповых медитаций, он медитировал лёжа на спине,
и его дыхание внезапно стало громким и глубоким. Затем
оно становилось всё более спокойным и протяжённым
и казалось, что каждый вдох и выдох занимает по пять
минут. После трёх таких дыханий, вдохи и выдохи прекратились
и Сайя Тхетджи умёр.
Его тело кремировали на северной стороне пагоды Шведагон.
(обратно
к списку биографий) |
|
|