Главная > История > Жизнь Будды > Капилаваттху
Учение и практика
История и современность
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Жизнь Будды Ранний период Средневековый период Современный буддизм в мире Современный буддизм в СНГ Биографии
 

Капилаваттху

русский: Капилаваттху

пали:
Kapilavatthu

Город у подножья Гималаев, столица Сакьев. Была основана сыновьями царя Оккаки на месте отшельничества мудреца Капилы. Рядом с городом располагался парк Лумбини, где родился Будда. Лумбини стал одним из четырёх мест паломничества буддистов. Неподалёку от Капилаваттху находилась река Рохини, которая и являлась границей между царствами Сакьев и Колиев (DhA.iii.254). В шестом веке до нашей эры Капилаваттху стал республиканским центром во главе с Суддходаной.

Городские стены были примерно 8 метров в высоту (J.i.63; согласно Mtu.ii.75 в городе было семь стен). От Капилаваттху лежала дорога длинной в примерно 30 йоджан к реке Аноме, по которой пошёл Будда, когда оставил свой дом.

Капилаваттху располагался в 60 лигах от Раджагахи и Будде потребовалось 2 месяца, чтобы покрыть это расстояние, когда он навестил родной город в первый год после своего Пробуждения. Вместе с сопровождавшими его монахами Будда жил в Нигродхараме рядом с Капилаваттху, и здесь он совершил Двойное Чудо, как под деревом Гандамба в Саваттхи. Путешествие в Капилаваттху было изображено на фресках внутри Маха Ступы.

Здесь Будда поведал Вессантара Джатаку. На следующий день к ужасу своего отца, Будда отправился за подаяниями в город, но объяснив ему что такова традиция всех будд, отец - царь Суддходана - стал вступившим-в-поток и пригласил Будду и монахов к себе во дворец. После обеда во дворце Будда дал проповедь женщинам, после которой Суддходана стал однажды-возвращающимся, а Маха Паджапати Готами - вступившей-в-поток. Затем Будда навестил Рахуламату и поведал ей Чандакиннара Джатаку. На следующий день был постижен в монахи Нанда, а ещё через семь дней - сын Будды - Рахула. В результате по просьбе Суддходаны было установлено правило Винаи, запрещающее пострижение без разрешения живых родителей. На восьмой день Будда поведал Махадхаммапала Джатаку, после которой царь стал не-возвращающимся. Затем Будда отправился обратно в Раджагаху, остановившись у Анупийи, где были обращены в монахи Ананда, Девадатта, Бхагу, Ануруддха, Кимбила. Во время визита в Капилаваттху огромное число Сакьев вступило в ряды монашеской Сангхи. Согласно комментарию на Буддхавамсу (BuA.4; Bu. p.5f) во время этого визита по просьбе Сарипутты Будда поведал Буддхавамсу.

Сложно сказать сколько всего раз Будда посещал Капилаваттху, но из различных источников очевидно, что это было несколько раз. Два визита, кроме вышеупомянутого, особенно интересны. Один раз Будда пришёл в Капилаваттху чтобы предотврадить войну Сакьев и Кольев за воду в реке Рохини. Он появился в самый напряжённый момент, когда они готовы были наброситься друг на друга, и рассказал о глупости их вражды. По этому случаю были рассказаны джатаки: Пхандана, Даддабха, Латукика, Руккхадхамма, Ваттака, и к ним ещё и Аттаданда сутта. Восхитившись вмешательством Будды, оба клана решили постричь в монахи по 250 молодых людей с каждой стороны, которые ходили за подаяниями поочерёдно то в Капилаваттху, то в столицу Колиев.

Другой визит состоялся когда Видудабха, раздражённый оскорблением Сакьев, напал на Капилаваттху, чтобы отомстить. Три раза он подходил со своими войсками к городу, чтобы уничтожить его, но каждый раз встречал Будду, сидящего на окраинах Капилаваттху, что не позволяло ему напасть на город. Три раза Видудабха отходил, но на четвёртый раз Будда увидел, что не может предотвратить участь Сакьев и не стал вмешиваться (J.iv.152).

Кроме того, были и другие визиты Будды в город. В один из таких визитов Будду попросили освятить новопостроенную Сакьями залу. Он проповедовал там глубоко за полночь, а когда устал, попросил Моггаллану продолжить. Сказано, что Сакьи украсили всё светильниками на несколько километров вокруг, и прекратили всякий шум, когда Будда находился в зале (MA.ii.575). В это время была рассказана Секха сутта (M.i.353ff).

В книгах отмечается также о визите Брахмы Сахампати к Будде в Махаване, что у Капилаваттху. Из контекста видно, что это было очень близко к Нигродхараме. Однажды Будда был обеспокоен шумным поведением нескольких монахов, которые только получили пострижение, и подумал о том, как можно исправить их поведение. Его навестил Сахампати и по его просьбе Будда вернулся в Нигродхараму, где совершил перед монахами чудо. Увидев, что это произвело на них впечатление, он дал им наставление о ведении святой жизни (S.iii.91f; Ud.25).

Интересный инцидент произошёл во время одного визита Будды в Капилаваттху, когда он отправился туда после похода за подаяниями и попросил Маханаму найти ему место для ночлега. Маханама обыскал весь город, но безуспешно, и в итоге Будда провёл ночь в жилище отшельника Бхаранду (A.i.276f). В другом случае отмечается, что Будда выздоравливал в Капилаваттху после болезни (A.i.219).

Не все Сакьи из Капилаваттху верили в величие Будды, даже после того как он явил чудеса. Например упоминается случай с Дандапани, который вопрошал у Будды о его воззрениях. Сказано, что на ответы Будды тот кочал головой и кривил лицом. По этому случаю была поведана Мадхупиндика сутта. Другие же были более преданны Будде, например Кала-Кхемака и Гхатая, которые построили кельи для монахов в Нигродхараме. Заприметив эти новые кельи, Будда поведал Махасунньята сутту.

Сказано, что Будда обратил 10000 домохозяев из Капилаваттху в монахи (Sp.i.241).

Чаще всего Будду навещал Маханама. Ему была поведана Чуладуккхакхандха сутта (M.i.91f).

Даккхина-вибханга сутта была рассказана в результате визита к Будде Маха-Паджапати Готами.

Среди Сакьев в Капилаваттху, единственного человека, которого Будда навестил сам, помимо своей жены и отца, была женщина по имени Калигодха.

Жителей Капилаваттху называли Капилаттхавы (S.iv.182).

Из Капилаваттху была прямая дорога на Весали (Vin.ii.253) и через Капилаваттху шли ученики Бавари из Алаки в Саваттхи (Sn.p.194).

От Махаваны, что рядом с Капилаваттху, лес простирался до самых Гималаев, а по другую сторону от города он доходил до самого океана (MA.i.449, UdA.184; Sp.ii.393).

Интересно, что несмотря на величие Капилаваттху, он не был упомянут Анандой в числе величайших городов, в которых, по его мнению, Будда мог бы отойти в париниббану (D.ii.146).

После смерти Будды часть реликвий была взята Сакьями из Капилаваттху, и для их захоронения было построено святилище (D.ii.167; Bu.xxviii.2). Здесь было захоронено покрывало, которым пользовался Будда (Bu.xxviii.8).

Установление месторасположения города всё ещё под вопросом. Хиуен Цан посещал город и обнаружил на его месте джунгли (Beal ii.,p.13f). Некоторые соотносят Капилаваттху с нынешней деревушкой Пиправой, где были найдены знаменитые вазы. (Fleet, J.R.A.S.1906, p.180; CAGI.711f). Другие, включая Риса Дэвидса, считают, что там было два города, один современный, другой древний, основанный после нашествия Видудабхи, однако ряд учёных опровергает такую теорию (J.R.A.S.1906, pp.453, 563).
 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт