В
истории многих
стран принявших буддизм, были периоды реакции со стороны правящей
элиты и представителей «коренной» религии, во время которых буддизм
подвергался притеснению. Сиам так же не стал здесь исключением.
В его истории таким «Юлианом отступником», пытающимся заменить
Дхамму на автохтонные верования, стал король Сам Фанг Кен.
В
1423 г. 25 монахов из Чиангмая и присоединившиеся к ним шесть
монахов из Бирмы, отплыли на Ланку, чтобы получить посвящение
в Махавихаре. Они вернулись с Ланки в 1425 г. и на пути в Чиангмай
посетили с проповедями Аютию, Сукхотай и Саванкхалок. Наконец
в 1430 г. монахи прибыли в Чиангмай, где попытались распространить
новую версию сингальского буддизма.
Так
как тхера Сумана явившийся
во многом, являвшийся основателем местной сангхи, изучал доктрины
тхеравады в Пегу, а не на Ланке, вновь прибывшие монахи объявили,
что только они владеют совершенными формами Учения.
Король
Чиангмая Сам Фанг Кен (1401-1441) поддержал старую линию, основанную
тхерой Суманой и попытался остановить распространение новой
версии буддизма на севере. Он приказал изгнать вновь прибывших
бхиккху из Чиангммая. Высланные монахи поселились в 3 км. от
города в монастыре Па Дэнг (красный лес).
В
религиозных хрониках по-разному освещаются мотивы, побудившие
короля изгнать монахов, прибывших с Ланки. Согласно «Муласасане»,
он изгнал монахов новой школы, потому, что считал их смутьянами.
Согласно
«Чинакаламалини», он был еретиком, поощрявшим поклонение духам
и демонам в ущерб Дхамме. Хроника «Гирлянда времен Будды» сообщает,
что этот король был «королем - отступником», «королем - еретиком»,
«он был лишен веры, оказывал предпочтение еретикам в ущерб верным,
почитал демонов и приносил быков в жертву духам садов, деревьев,
святилищ, гор и лесов». По этой причине жителей его страны стали
называть «рабами демона». В городе Саратира, месте своего рождения,
он воздвиг большое святилище названное им Пураччхана. Он отдал
на содержание этого храма рисовые поля и другое состояние, приписанное
к буддийским монастырям и передавал их этому храму.
Таким
образом, Сан Фанг Кен попытался возродить древние, до-буддийские
верования, связанные с принесением в жертву животных, поклонение
духам и пр. Судя по восстановлению культа духов, как государственной
религии и по изъятиям у буддийских монастырей земель, попытка
Сам Фанг Кена имела достаточно серьезный характер.
Реакцией
на его политику стал подъем монашества за возврат к обновленному,
очищенному буддизму. В Чиангмае даже создается орден Сихалабхиккху
(орден сингальских братьев), центром которого стал монастырь
Па Дэнг.
В
1441 г. Принц Тилок - шестой сын короля Сам Фанг Кена поднял
мятеж и захватил власть. В последовавшей затем междоусобной
войне победа осталась за Тилоком, который оказывал всяческое
покровительство тхераваде. Никогда более в истории Чиангмая
не было попытки заменить тхеравадинский буддизм на какую-либо
другую религию.
|