|
Особенности
тайского буддизма
|
|
|
з
трёх частей Палийского Канона в Таиланде наиболее
популярна «Сутта-питака», причем предпочтение отдается
текстам, содержащим морально - этические наставления
и проповеди. Подчеркивание первостепенного значения
моральной стороны буддизма - это характерная особенность
тайского буддизма. Так, например принц Монгкут считал
бессмысленными и ложными такие формы получения заслуги,
как построение песочных пагод на территории монастыря
во время праздников и проведение процессий со статуями
Будды. «Настоящая заслуга должна иметь социальную
значимость. Богатый пусть строит монастыри, а бедный
может построить мост через речку с помощью двух бамбуковых
палок или отчистить дорогу от острых колючек», - так
объяснял рационалистической взгляд Монгкута его правнук
принц Чула Чакрабонгзе. Монахи, для накопления религиозных
заслуг, помимо соблюдения обетов, в свободное от молитв
и сбора пищи время могли заниматься переписыванием
книг.
Буддизм
учит, что если священные знания и духовная мудрость
достигаются целенаправленными активными действиями,
то такие ценности, как богатство, власть, высокий
социальный статус, в немалой степени обуславливаются
путём накопления благих заслуг. В то же время в буддизме
распространена вера в сверх способности некоторых
людей обретённые вследствие практики. Эта способность
называется иттхи (иддхи - на пали, риддхи - на санскрите,
сиддхи - в тантре). В суттах содержатся описание власти
иттхи, например «Саманна-пхала сутте» перечисляются
пять видов иттхи, которой владели Архаты: практика
иттхи означает, что «будучи одним, он становится многими;
становясь многими он может стать одним; он становится
видимым и невидимым; он идет, не встречая преграды,
сквозь стены, валы и горы, словно это воздух… он идет
по воде, словно по суше; он путешествует по небу со
скрещенными ногами… он может касаться даже луны и
солнца…» С помощью иттхи можно иметь небесный слух
- слышать небесные и земные звуки на любом расстоянии;
узнавать мысли других людей; вспоминать свои предыдущие
воплощения; иметь божественное око - видеть перевоплощения
других людей. Но буддизм запрещает использовать силу
иттхи ради собственных интересов, это грозит исключением
из сангхи. Особенно строго за этим следят в крупных
городах, где расположены большие монастыри, принадлежащие
обычно школе Тхаммаютникая, в которой строго осуждаются
любые тантрические практики и магические ритуалы.
Сам Будда в Кеваддха сутте неодобрительно отзывался
о применении иддхи, и не рекомендовал своим ученикам
демонстрировать их, для увеличения религиозного эффекта
от проповедей.
В
Таиланде наиболее популярны восемь знаменитых
учеников Будды: Конданна, Сарипутта, Моггаллана,
Махакассапа, Упали, Ананда, Сивали и сын Готамы Рахула.
Их статуи часто стоят вокруг центральной фигуры Будды.
В небольшом храме ограничиваются только двумя главными
учениками: Сарипуттой и Моггалланой, которые стоят
по бокам от Будды.
При
посещении храма, а также в день годовщины сангхи,
верующие произносят стихи на пали: «Священная сангха
- безграничное поле достоинств, истинное спокойствие,
просветленная на пути Будды, уничтожившая все осквернения,
очищенная от врагов, преисполненная мудрости - этой
священной сангхе я приношу мое искреннее уважение».
Но особенную роль, для тайцев играют религиозные
праздники, во время которых делаются подарки сангхе,
совершаются паломничества к реликвиям
и знаменитым статуям
Будды, а так же в монастыри.
Буддийская сангха в Таиланде имеет огромное значение
еще и потому, что через ее фильтры - монастыри ежегодно
проходит около 300 000 молодых людей в возрасте 20
- 24 лет. Правительство уделяет большое внимание пропаганде
норм буддийской морали и среди государственных служащих.
Каждый чиновник имеет право на один 120-дневный оплачиваемый
отпуск для пребывания в буддийском монастыре. Причем
существует специальная комиссия, которая следит за
тем, чтобы государственный служащий в обязательном
порядке использовал эту возможность побывать в буддийской
общине.
(обратно
к списку статей) |
|
|