Буддизм – это путь самосовершенствования, смысл которого
состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей,
депрессий, боли, стенаний и печали – которые, согласно
буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной
жизнью.
Этот
путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться
от проблем, а напротив – к полному и абсолютному прозрению
в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать
жизнь именно такой, какой она является на самом деле
– без иллюзий и приукрашиваний.
Для
этого буддист стремится к очищению вредоносных загрязнённых
состояний ума, искажающих реальность – таких как невежество,
эгоизм, надменность, злость и раздражение, жадность
и страсть, ревность, бесстыдство, лень и т.д. – и
старается взрастить и развить чистые и благотворные
качества сознания – мудрость, доброту, сострадание,
заботу о других, щедрость, скромность и прочие добродетели.
Всё это позволяет постепенно очищать ум, делая его
сильным и ярким, что ведёт к прочному ощущению благополучия,
уменьшает беспокойство, невзгоды и депрессии, а в
конечном итоге служит необходимым условием для глубочайших
прозрений, которые приводят к окончательному освобождению.
Буддизм
возник примерно 2,5 тысячи лет назад, когда
индийскому принцу Сиддхаттхе Готаме за счёт
медитативной практики собственными силами удалось
достичь прозрения в истинную реальность мира,
благодаря чему он стал известен как «Будда»,
что означает «Пробуждённый». Полностью познав
мир, он увидел способ, как можно постепенно
уменьшить, а потом окончательно и бесповоротно
изничтожить любые страдания жизни.
Буддизм
не является богооткровенной религией, а сам
Будда не пророк какого-то божества. В отличие
от других религий, Будда не уделял внимания
теориям сотворения мира или идее бога-творца.
Не учил он и тому, что существует вечная и неизменная
душа, которая должна соединиться с Богом, Космосом
или с великими учителями человечества. Поэтому
буддизм иногда называют религией без бога и
без души.
Всё,
чему учил Будда, было постигнуто им на собственном
опыте своими силами, и потому каждый, если приложит
должные старания, может повторить его путь уже в этой
самой жизни. Будда не признавал различий между национальностями,
кастами или социальными группами, и метод, который
он проповедовал, был открыт и для мужчин и для женщин.
Этот путь иногда называют «срединным», что означает
избегание чрезмерных крайностей гедонизма
и аскетизма, а идти по нему могут как буддийские монахи,
так и буддисты-миряне.
Суть
идеи буддизма заключаются в том, что его последователям
нужно совершать добрые дела и удерживаться от совершения
неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать
свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх
добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости,
что приводит к конечному итогу – обретению ниббаны,
то есть состоянию наивысшего счастья
и полного отсутствия страданий.
В возрасте восьмидесяти лет Будда окончил свой земной
путь в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии).
За прошедшие тысячелетия буддизм и традиции буддизма
распространились во многих странах: в Шри-Ланке, Бирме,
Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае,
Японии, Монголии, Корее, в некоторых частях Индии, Пакистана
и Непала, а также в России, где буддизм является одной
из четырёх традиционных религий. Буддийское население
мира превышает 500 миллионов человек.
С течением веков в буддизме образовалось большое число
направлений и школ. Буддизм Тхеравады,
будучи самой древней школой, сохранившей слово Будды
практически без изменений и реформ, имеет схожий с другими
направлениями буддизма базис, однако, не признаёт многих
их учений, считая это позднейшими дополнениями, которые
искажают подлинное учение Будды, а иногда даже полностью
ему противоречат. В Тхераваде авторитетными считаются
только тексты Палийского
Канона, и именно на них выстроена система доктрины
и практики этой школы.