В
первой главе рассматриваются 18 элементов,
составляющих одну из основных моделей феноменологического
анализа в Никаях, часто упоминаемой вместе
с пятью совокупностями и шестью внутренними
и внешними опорами чувств. Восемнадцать
элементов составляют шесть триад: чувственные
органы, объекты, соответствующие виды сознаний.
Смысл первых пяти триад, казалось бы, достаточно
очевиден, но неясность возникает в последней,
то есть триаде ума (мано), ментального
феномена (дхамма) и сознания ума
(мано-винньяна). Это несколько странно,
но сами Никаи не объясняют эти три элемента
или же природу их взаимосвязи. Впервые это
делается в Абхидхамме. Там поясняется, что
элемент ума – это более примитивный тип
познавательного акта, нежели элемент сознания-ума,
которому приписаны более продвинутые когнитивные
функции. Элемент ментального феномена обозначает
не только объекты сознания-ума, но также
и умственные факторы, что сопровождают сознание,
включённые в совокупности чувства, восприятия,
умственных формаций.
Первая
глава разделена на две пятёрки (паньчака):
«пятёрка внутреннего», что включает в себя
органы чувств, и «пятёрка внешнего», которая
обозначает их соответствующие объекты. Первая
сутта не принадлежит ни к одной из этих
групп, а просто пронумеровывает 18 элементов.
Серия сутт о внутренней пятёрке начинается
с СН 14.2, и здесь показано, как последовательные
умственные функции – вначале контакт, затем
чувство – возникают в зависимости от их
предшественников в строгом порядке, который
нельзя направить в противоположную сторону.
Во
внешней пятёрке применяется такая же схема,
но по отношению к умственным функциям, которые
относятся к объектам. Здесь цепочка более
сложная и внутренние взаимосвязи нуждаются
в пояснении. Те пояснения, что предлагают
Комментарии, призваны устранить очевидные
ненормальности теми схемами, которые считались
авторитетными на момент составления комментариев.
Вопрос остаётся открытым, отражают ли эти
объяснения понимание элементов таким, каковым
оно было в ранней буддийской мысли.
Вторая
глава открывается тремя суттами о разных
видах элементов. Здесь нет особой систематизации.
Затем идёт длинная серия сутт, где слово
«элемент» используется для обозначения склонности
характера личности. Суть здесь такова, что
люди сходятся вместе по причине схожести
тех или иных личностных качеств. Одна из
наиболее ярких сутт здесь – это сутта об
учениках, в которой даже у Девадатты, раскольника
Сангхи, есть своя группа товарищей, и все
они имеют порочные желания.
Четвёртая
глава повествует о четырёх первичных элементах
формы: земле, воде, огне, воздухе. Сутты
выстроены по определённой схеме, включая
схему о привлекательности и жрецах и отшельниках
(что встречаются и в других саньюттах).
|