ахакассапа
(Великий Кассапа) отмечался Буддой как наивысший среди
учеников, которые соблюдают аскетические практики. Несмотря
на то, что он не так часто странствовал с Буддой, как
это делали другие близкие ученики, Будда очень чтил
Кассапу и часто его восхвалял. После париниббаны Будды
Кассапа стал «приёмным отцом» Сангхи и взял на себя
инициативу созвать первый буддийский собор, чтобы продекламировать
и зафиксировать подлинную Дхамму и Винаю. Это было необходимо
для её сохранности в неискажённом виде в будущем.
(раскрыть
текст далее)
В этой саньютте собрано 13 сутт об этом великом
ученике. Несмотря на то, что в них содержится
некоторая информация о его роли в Сангхе,
а также некоторые описания его личности и
характера, всё же, целью этих сутт является
не изложение биографических и исторических
деталей, а иллюстрация Махакассапы как монашеского
идеала.
В
первой сутте Будда восхваляет его простоту
и бережливость, и советует монахам брать
его в качестве образца. Кассапа описывается
невозмутимым и уединённым от мира, но, несмотря
на это, проявляющим сострадание и сочувствие
к домохозяевам (СН 16.3, 4). Он продолжает
соблюдать аскезу даже в старости ради собственного
счастья и в качестве образца для будущих
поколений (СН 16.5).
В
трёх случаях Кассапа отказывается наставлять
монахов из-за того, что они перестали быть
восприимчивыми к наставлениям (СН 16.6-8).
В этих суттах начинает развиваться тема,
которая достигает кульминации в СН 16.13:
уже в те давние времена учение Будды начинает
приходить в упадок, и причина упадка не
внешняя, а внутренняя – то есть сама монашеская
Сангха.
В
СН 16.9 Будда восхваляет Кассапу за его
медитативное мастерство и сверхспособности,
а в СН 16.10 и 11 мы видим случаи натянутых
отношений между Кассапой и Анандой. Несмотря
на кажущееся чрезмерно грубое отношение
Кассапы к мягкому Ананде, стоит помнить
о том, что именно благодаря нажиму Кассапы
Ананда приложил усилия в практике и достиг
арахантства незадолго до проведения первого
буддийского собора.
В
СН 16.11 Кассапа рассказывает о своей первой
встрече с Буддой, в которой Будда (единственный
раз в своей жизни) обменивается монашескими
одеждами. Подобной чести не выпадало ни
одному монаху и, вероятно, это было намёком
на будущую роль Махакассапы как предводителя
Сангхи после смерти Будды.
(закрыть)
СН
16.1 Сантуттхи сутта - Довольствующийся
(перевод: SV)
(Будда приводит Махакассапу
в качестве примера того, как следует относиться
к четырём монашеским принадлежностям)
СН
16.2 Аноттапи сутта - Не боящийся совершения
проступка (перевод: SV)
(Объяснение связи шестого
фактора Пути и неблагих состояний)
СН
16.3 Чандупама сутта - Подобный луне
(перевод: SV)
(Наставление монахам о том,
каким образом нужно посещать семьи)
СН
16.4 Кулупага сутта - Посетитель семей
(перевод: SV)
(Ещё одна сутта о том, как
монахам следует посещать семьи)
СН
16.5 Джинна сутта - Старый (перевод:
SV)
СН
16.5 Джинна сутта - Старый (перевод:
С.Б.)
(Махакассапа объясняет Будде,
почему он, несмотря на преклонный возраст, продолжает
жизнь аскета)
СН
16.6 Патхама овада сутта - Наставление
I (перевод: SV)
(Двое монахов получают упрёк
от Будды за чванливость из-за собственных познаний)
СН
16.7 Дутия овада сутта - Наставление
II (перевод: SV)
(Махакассапа приводит ряд
качеств, из-за которых монахи плохо обучаются
и принимают наставления по Дхамме)
СН
16.8 Татия овада сутта - Наставление
III (перевод: SV)
(Какое монашество ведёт
к страданию, а какое - к счастью)
СН
16.9 Джханабхиннья сутта - Джханы и
прямые знания (перевод: SV)
(Перечисление
умений Достопочтенного Махакассапы)
СН
16.10 Бхиккхунуупассая сутта - Жилища
монахинь (перевод: SV)
(Конфликт одной из монахинь
с Достопочтенным Махакассапой)
СН
16.11 Чивара сутта - Одеяние
(перевод: SV)
(Махакассапа рассказывает
о своей встрече с Буддой. Здесь также упоминается
известный эпизод, когда Будда, единственный раз
в своей жизни, обменялся монашескими одеждами)
СН
16.12 Параммарана сутта - После смерти
(перевод: SV)
(Бесполезные для практики
вопросы)
СН
16.13 Саддхаммапатирупака сутта - Искажённая Дхамма (перевод: SV)
(Подлинная Дхамма будет
исчезать постепенно, по мере того, как ученики
Будды будут всё меньше уважать перечисленные в
сутте 5 аспектов)