[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире есть эти три типа личностей. Какие
три?
* тот, у
кого нет ожиданий,
*
тот, кто полон ожиданий,
*
тот, кто преодолел ожидания.
И каков, монахи, человек, у которого нет ожиданий? Вот некий
человек переродился в низшей семье – семье чандал, работников
по бамбуку, охотников, изготовителей повозок, собирателей
цветов – [т.е.] в бедной семье, в которой мало еды и питья,
и одежда добывается с трудом. И он безобразен, некрасив, уродлив,
[одолеваем] хроническими болезнями – плохо видит, калека,
хромой или парализован. Он не тот, кто получает еду, напитки,
одежду и средства передвижения; гирлянды, благовония, мази;
постели, жилища и лампы. Он слышит: «Кхаттии помазали на царствование
такого-то и такого-то кхаттия». Мысль не приходит к нему:
«Когда же и меня тоже помажут на царствование кхаттии?» Такой
зовётся человеком, который не имеет ожиданий.
И
каков человек, который полон ожиданий? Вот старший сын помазанного
на царствование кхаттийского царя – тот, кто [только ещё]
будет помазан [на царствование], но ещё не помазан – достиг
непреклонности [в этом вопросе]1.
Он слышит: «Кхаттии помазали на царствование такого-то и такого-то
кхаттия». Мысль приходит к нему: «Когда же и меня тоже помажут
на царствование кхаттии?» Такой зовётся человеком, который,
полон ожиданий.
И каков
человек, который преодолел ожидания? Вот помазанный на царствование
кхаттийский царь слышит: «Кхаттии помазали на царствование
такого-то и такого-то Кхаттия». Мысль не приходит к нему:
«Когда же и меня тоже помажут на царствование кхаттии» И почему?
Потому что его прошлое ожидание утихло, когда его помазали
на царствование. Такой зовётся человеком, который преодолел
ожидания.
Таковы
три типа личностей, существующих в мире. Точно также, монахи,
в мире есть три типа личностей среди монахов. Какие три? Тот,
у кого нет ожиданий, тот, кто полон ожиданий, и тот, кто преодолел
ожидания.
(1) И
каков, монахи, человек, у которого нет ожиданий? Вот некий
человек безнравственный, с плохим характером, нечист и подозрителен
в поведении, скрытен в своих делах, не отшельник, хотя и заявляет
о себе как о таковом, не соблюдает целомудрия, хотя заявляет
о себе как о таковом – внутренне прогнивший, порочный, развращённый.
Он слышит:
«Такой-то и такой-то монах за счёт уничтожения пятен [умственных
загрязнений] прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни вошёл
и пребывал в незапятнанном освобождении ума, освобождении
мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно».
Мысль не приходит к нему: «Когда же и я тоже за счёт уничтожения
пятен… проявляя это для себя самостоятельно?» Такой зовётся
человеком, который не имеет ожиданий.
(2) И
каков человек, который полон ожиданий? Вот монах нравственный,
с хорошим характером. Он слышит: «Такой-то и такой-то монах
за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] прямо [здесь
и сейчас] в этой самой жизни вошёл и пребывал в незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и
проявляя это для себя самостоятельно». Мысль приходит к нему:
«Когда же и я тоже за счёт уничтожения пятен… проявляя это
для себя самостоятельно?» Такой зовётся человеком, который
полон ожиданий.
(3) И
каков человек, который преодолел ожидания? Вот монах – арахант,
чьи пятна [умственных загрязнений] уничтожены. Он слышит:
«Такой-то
и такой-то монах за счёт уничтожения пятен прямо [здесь и
сейчас] в этой самой жизни вошёл и пребывал в незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и
проявляя это для себя самостоятельно». Мысль не приходит к
нему: «Когда же и я тоже за счёт уничтожения пятен… проявляя
это для себя самостоятельно?» И почему? Потому что его прошлое
ожидание освобождения утихло, когда он освободился. Такой
зовётся человеком, который преодолел ожидания.
Таковы,
монахи, три типа личностей среди монахов».