Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в особняке
Мигараматы в Восточном Парке. И тогда на день Упосатхи Висакха
Мигарамата подошла к Благословенному, поклонилась ему и села
рядом. Тогда Благословенный сказал ей:
«Почему,
Висакха, ты пришла средь бела дня?»
«Сегодня,
Господин, я соблюдаю Упосатху».
«Висакха,
есть три вида Упосатхи. Какие три? Пастушья Упосатха. Упосатха
Нигантхов. Упосатха Благородных.
(1) И
как, Висакха, соблюдается пастушья Упосатха? Представь, Висакха,
как вечером пастух возвращает коров своим владельцам. Он рассуждает
так: «Сегодня коровы кормились в таком-то и таком-то месте,
и пили воду в таком-то и таком-то месте. Завтра коровы будут
кормиться в таком-то и таком-то месте, и пить воду в таком-то
и таком-то месте». Точно также, бывает так, когда некий человек,
соблюдая Упосатху, рассуждает так: «Сегодня я ем ту и эту
еду. Сегодня я ем ту и эту пищу. Завтра я буду есть ту и эту
еду. Завтра я буду есть ту и эту пищу». Таким образом он проводит
день с жаждой и влечением в своём уме. Вот каким образом соблюдается
пастушья Упосатха. Подобным образом соблюдаемая пастушья Упосатха
не приносит большого плода и результата, как и не является
неимоверно сверкающей и всепроникающей.
(2)
И как, Висакха, соблюдается Упосатха Нигантхов? Висакха, есть
отшельники, которые зовутся Нигантхами1.
Они предписывают своим последователям следующее: «Ну же, почтенный,
отбрось дубину по отношению к живым существам, проживающим
на расстоянии более сотни йоджан в восточной части света2.
Отбрось дубину по отношению к живым существам, проживающим
на расстоянии более сотни йоджан в западной… северной… южной
части света». Так они предписывают им быть благожелательными
и сострадательными к некоторым живым существам, но не к другим.
На
день Упосатхи они предписывают своим последователям следующее:
«Ну же, почтенный, отложив все вещи, декламируй: «Я нигде
не являюсь принадлежностью кого-либо, как и нет ничего где-либо
в любом месте, которое моё»3.
Однако, его родители знают: «Это наш сын». И он знает: «Это
мои родители». Его жена и дети знают: «Это тот, кто нас содержит».
И он знает: «Это моя жена и дети». Его рабы, рабочие и слуги
знают: «Это наш хозяин». И он знает: «Это мои рабы, рабочие
и слуги». Таким образом, в том случае, когда им следует предписывать
[соблюдение] правдивости, [Нигантхи] предписывают им говорить
ложь. Это, я говорю тебе, является лживой речью. Когда прошла
ночь, он пользуется имуществом, которое ему не было дано.
Это, я говорю тебе, является взятием того, что не было дано.
Вот каким образом соблюдается Упосатха Нигантхов. Подобным
образом соблюдаемая Упосатха Нигантхов не приносит большого
плода и результата, как и не является неимоверно сверкающей
и всепроникающей.
(3) И
как, Висакха, соблюдается Упосатха Благородных?
Памятование о Будде
Загрязнённый ум очищается приложением старания4.
И как загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот,
Висакха, ученик Благородных памятует о Татхагате так: «Благословенный
– арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном
знании и поведении, счастливый, знаток мира, непревзойдённый
учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, просветлённый,
благословенный». Когда ученик Благородных памятует о Татхагате,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются точно также, как если грязную голову вымыть
с приложением старания.
И как,
Висакха, человек моет грязную голову с приложением старания?
С помощью чистящей пасты, глины, воды, и соответствующих усилий
со стороны человека. Именно так его голова, будучи грязной,
очищается приложением старания. Точно также загрязнённый ум
очищается приложением старания. И как загрязнённый ум очищается
приложением старания? Вот, Висакха, ученик Благородных памятует
о Татхагате… его ум становится безмятежным, возникает радость,
и загрязнения ума отбрасываются.
Такой
человек зовётся учеником Благородных, который соблюдает Упосатху
Брахмы, который пребывает с Брахмой, и размышляя о Брахме,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются5.
Вот каким образом загрязнённый ум очищается приложением старания.
Памятование о Дхамме
Загрязнённый ум, Висакха, очищается приложением старания.
И как загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот,
Висакха, ученик Благородных памятует о Дхамме так: «Дхамма
превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас,
не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая
к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно». Когда ученик
Благородных памятует о Дхамме, его ум становится безмятежным,
возникает радость, и загрязнения ума отбрасываются точно также,
как если грязное тело вымыть с приложением старания.
И как,
Висакха, человек моет грязное тело с приложением старания?
С помощью банной щётки, порошка извести, воды, и соответствующих
усилий со стороны человека. Именно так его тело, будучи грязным,
очищается приложением старания. Точно также загрязнённый ум
очищается приложением старания. И как загрязнённый ум очищается
приложением старания? Вот, Висакха, ученик Благородных памятует
о Дхамме… его ум становится безмятежным, возникает радость,
и загрязнения ума отбрасываются.
Такой
человек зовётся учеником Благородных, который соблюдает Упосатху
Дхаммы, который пребывает с Дхаммой, и размышляя о Дхамме,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются. Вот каким образом загрязнённый ум очищается
приложением старания.
Памятование о Сангхе
Загрязнённый ум, Висакха, очищается приложением старания.
И как загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот,
Висакха, ученик Благородных памятует о Сангхе так: «Сангха
учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих
по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному
пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей
– это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная
гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения,
непревзойдённое поле заслуг для мира». Когда ученик Благородных
памятует о Сангхе, его ум становится безмятежным, возникает
радость, и загрязнения ума отбрасываются точно также, как
если грязную ткань вымыть с приложением старания.
И как,
Висакха, человек моет грязную ткань с приложением старания?
С помощью тепла, щёлока, коровьего навоза, воды, и соответствующих
усилий со стороны человека. Именно так эта грязная ткань очищается
приложением старания. Точно также загрязнённый ум очищается
приложением старания. И как загрязнённый ум очищается приложением
старания? Вот, Висакха, ученик Благородных памятует о Сангхе…
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются.
Такой
человек зовётся учеником Благородных, который соблюдает Упосатху
Сангхи, который пребывает с Сангхой, и размышляя о Сангхе,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются. Вот каким образом загрязнённый ум очищается
приложением старания.
Памятование о нравственности
Загрязнённый ум, Висакха, очищается приложением старания.
И как загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот,
Висакха, ученик Благородных памятует о своём нравственном
поведении как о прочном, цельном, незапятнанном, освобождающем,
восхваляемом мудрецами, ярком, ведущем к сосредоточению. Когда
ученик Благородных памятует о своём нравственном поведении,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются точно также, как если грязное зеркало вымыть
с приложением старания.
И как,
Висакха, человек моет грязное зеркало с приложением старания?
С помощью масла, пепла, свёрнутой ткани, и соответствующих
усилий со стороны человека. Именно так это грязное зеркало
очищается приложением старания. Точно также загрязнённый ум
очищается приложением старания. И как загрязнённый ум очищается
приложением старания? Вот, Висакха, ученик Благородных памятует
о своём нравственном поведении… его ум становится безмятежным,
возникает радость, и загрязнения ума отбрасываются.
Такой
человек зовётся учеником Благородных, который соблюдает Упосатху
нравственного поведения, который пребывает с нравственным
поведением, и размышляя о нравственном поведении, его ум становится
безмятежным, возникает радость, и загрязнения ума отбрасываются.
Вот каким образом загрязнённый ум очищается приложением старания.
Памятование о божествах
Загрязнённый ум, Висакха, очищается приложением старания.
И как загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот,
Висакха, ученик Благородных памятует о божествах так: «Существуют
дэвы [мира] Четырёх Великих Царей, дэвы Таватимсы, дэвы Ямы,
дэвы Туситы, дэвы, наслаждающиеся творениями, дэвы, которые
имеют власть над творениями других, дэвы свиты Брахмы и дэвы,
что превыше этих. Наделённые таким-то [уровнем] веры, они,
умерев здесь [в этой жизни], переродились там. Точно такая
же вера есть и у меня тоже. Наделённые таким-то [уровнем]
нравственного поведения… учёности… щедрости… мудрости, они,
умерев в этой жизни, переродились там. Точно такая же мудрость
есть и у меня тоже». Когда ученик Благородных памятует о вере,
нравственности, учёности, щедрости, и мудрости в себе, как
и в тех божествах, его ум становится безмятежным, возникает
радость, и загрязнения ума отбрасываются точно также, как
если загрязнённое золото очистить с приложением старания.
И как,
Висакха, человек очищает загрязнённое золото с приложением
старания? С помощью печи, соли, красного мела, мехов и щипцов,
и соответствующих усилий со стороны человека. Именно так это
загрязнённое золото очищается приложением старания. Точно
также загрязнённый ум очищается приложением старания. И как
загрязнённый ум очищается приложением старания? Вот, Висакха,
ученик Благородных памятует о божествах… его ум становится
безмятежным, возникает радость, и загрязнения ума отбрасываются.
Такой
человек зовётся учеником Благородных, который соблюдает Упосатху
божеств, который пребывает с божествами, и размышляя о божествах,
его ум становится безмятежным, возникает радость, и загрязнения
ума отбрасываются. Вот каким образом загрязнённый ум очищается
приложением старания.
Восьмифакторная Упосатха
Этот ученик Благородных, Висакха, рассуждает так: «Покуда
они живы, араханты отбрасывают [убийство] и воздерживаются
от уничтожения жизни. Они пребывают в сострадании ко всем
живым существам, отбросив дубину и оружие, добросовестные
и милосердные. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также
отброшу и буду воздерживаться от уничтожения жизни. Я также
буду пребывать в сострадании ко всем живым существам, отбросив
дубину и оружие, добросовестным и милосердным. Так, в этом
отношении, я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху.
Покуда
они живы, араханты отбрасывают [воровство] и воздерживаются
от взятия того, что не дано. Они берут только то, что [им]
дали, ожидают только того, что было дано, пребывают честными,
не имея мыслей о воровстве. Сегодня, в течение этой ночи и
дня, я также отброшу и буду воздерживаться от взятия того,
что не дано. Буду пребывать честным, не имея мыслей о воровстве.
Так, в этом отношении, я буду подражать арахантам и буду соблюдать
Упосатху.
Покуда
они живы, араханты отбрасывают сексуальную активность и соблюдают
целомудрие, живут отдельно, воздерживаясь от половых сношений,
которые привычны среди простых людей. Сегодня, в течение этой
ночи и дня, я также отброшу сексуальную активность, буду жить
отдельно, воздерживаясь от половых сношений, которые привычны
среди простых людей. Так, в этом отношении, я буду подражать
арахантам и буду соблюдать Упосатху.
Покуда
они живы, араханты отбрасывают [ложь] и воздерживаются от
лжи. Они говорят правду, твёрдо придерживаются правды. Они
заслуживают доверия и надёжны, не обманывают мир. Сегодня,
в течение этой ночи и дня, я также отброшу [ложь] и буду воздерживаться
от лжи. Буду говорить правду, твёрдо придерживаться правды,
буду заслуживать доверия, буду надёжен, не буду обманывать
мир. Так, в этом отношении, я буду подражать арахантам и буду
соблюдать Упосатху.
Покуда
они живы, араханты отбрасывают [спиртное] и воздерживаются
от спиртных напитков, вина, одурманивающих веществ, что являются
основой для беспечности. Сегодня, в течение этой ночи и дня,
я также отброшу [спиртное] и буду воздерживаться от спиртных
напитков, вина, одурманивающих веществ, что являются основой
для беспечности. Так, в этом отношении, я буду подражать арахантам
и буду соблюдать Упосатху.
Покуда
они живы, араханты едят один раз в день, воздерживаются от
принятия пищи ночью и вне положенного времени. Сегодня, в
течение этой ночи и дня, я также буду есть один раз в день,
воздерживаться от принятия пищи ночью и вне положенного времени.
Так, в этом отношении, я буду подражать арахантам и буду соблюдать
Упосатху.
Покуда
они живы, араханты воздерживаются от танцев, пения, музыки,
неуместных зрелищ, а также от украшения себя и наведения красоты
посредством ношения гирлянд, применения ароматов и мазей.
Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также буду воздерживаться
от танцев, пения, музыки, неуместных зрелищ, а также от украшения
себя и наведения красоты посредством ношения гирлянд, применения
ароматов и мазей. Так, в этом отношении, я буду подражать
арахантам и буду соблюдать Упосатху.
Покуда
они живы, араханты отбрасывают [роскошные постели] и воздерживаются
от использования высоких и роскошных постелей. Они ложатся
на постель низкую, либо на небольшую кровать, либо на соломенную
циновку. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу
[роскошные постели] и буду воздерживаться от использования
высоких и роскошных постелей. Я лягу на постель низкую, либо
на небольшую кровать, либо на соломенную циновку. Так, в этом
отношении, я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху».
Вот каким
образом, Висакха, соблюдается Упосатха Благородных. Когда
кто-либо соблюдал Упосатху так, как это делают Благородные,
то это приносит великий плод и пользу, она неимоверно сверкающая
и всепроникающая.
Плоды Упосатхи
И до какой степени она приносит великий плод и пользу? Представь,
Висакха, как если бы человек осуществлял бы владычество и
царствование над этими шестнадцатью великими странами, имея
в обилии семь драгоценностей, а именно, [страны] Ангов, Магадхов,
Касиев, Косал, Вадджей, Маллов, Четиев, Вангов, Куру, Панчал,
Маччхов, Сурасенов, Ассаков, Авантиев, Гандхарцев, Камбоджиев.
Это не стоило бы и одной шестнадцатой соблюдения Упосатхи,
полной в восьми факторах. И почему? Потому что царствование
людей ничтожно по сравнению с небесным счастьем.
Ведь для
дэвов, [управляемых] четырьмя великими [божественными] царями,
одна ночь и один день равняются пятидесяти человеческим годам.
Тридцать таких дней составляют месяц, а двенадцать таких месяцев
составляют год. Жизненный срок этих дэвов – пятьсот таких
небесных лет. И есть возможность, Висакха, что мужчина или
женщина, соблюдающая Упосатху в восьми полных факторах, с
распадом тела, после смерти, переродится среди дэвов, [управляемых]
четырьмя великими [божественными] царями. В отношении этого
я сказал, что царствование людей ничтожно по сравнению с небесным
счастьем.
Для дэвов
Таватимсы одна ночь и один день равняются сотне человеческих
лет. Тридцать таких дней составляют месяц, а двенадцать таких
месяцев составляют год. Жизненный срок этих дэвов – тысяча
таких небесных лет. И есть возможность, Висакха, что мужчина
или женщина, соблюдающая Упосатху в восьми полных факторах,
с распадом тела, после смерти, переродится среди дэвов Таватимсы.
В отношении этого я сказал, что царствование людей ничтожно
по сравнению с небесным счастьем.
Для дэвов
Ямы одна ночь и один день равняются двум сотням человеческих
лет. Тридцать таких дней составляют месяц, а двенадцать таких
месяцев составляют год. Жизненный срок этих дэвов – две тысячи
таких небесных лет. И есть возможность… переродится среди
дэвов Ямы…
Для дэвов
Туситы одна ночь и один день равняются четырём сотням человеческих
лет. Тридцать таких дней составляют месяц, а двенадцать таких
месяцев составляют год. Жизненный срок этих дэвов – четыре
тысячи таких небесных лет. И есть возможность… переродится
среди дэвов Туситы…
Для дэвов,
наслаждающихся творениями, одна ночь и один день равняются
восьми сотням человеческих лет. Тридцать таких дней составляют
месяц, а двенадцать таких месяцев составляют год. Жизненный
срок этих дэвов – восемь тысяч таких небесных лет. И есть
возможность… переродится среди дэвов, наслаждающихся творениями…
Для дэвов,
управляющих творениями других, одна ночь и один день равняются
шестнадцати сотням человеческих лет. Тридцать таких дней составляют
месяц, а двенадцать таких месяцев составляют год. Жизненный
срок этих дэвов – шестнадцать тысяч таких небесных лет. И
есть возможность, Висакха, что мужчина или женщина, соблюдающая
Упосатху в восьми полных факторах, с распадом тела, после
смерти, переродится среди дэвов, управляющих творениями других.
В отношении этого я сказал, что царствование людей ничтожно
по сравнению с небесным счастьем». [И далее он добавил]:
«Не должно убивать живых существ,
Или брать то, что не было дано.
Не должно говорить неправду, пить вино.
От сексуальности, нечистоты, воздерживай себя,
И в неуместный час не принимай еду.
Гирлянды не носи, о благовониях забудь.
Спи на кровати низкой иль подстилке на земле.
Вот какова, как говорят, Упосатха восьми –
Буддой провозглашённая,
Тем, кто достиг страданий всяческих конца.
И там, до куда достают и солнце и луна,
И проливают свет, что столь чудесным взору предстаёт,
По небосводу что плывут, рассеивают тьму,
Они сияют в небе, освещая целый мир.
И всё богатство, в этой области что есть –
И жемчуга, алмазы, превосходнейший берилл,
И рог из золота, из золота гора,
Как и естественное золото, зовут что «хатака» –
Даже одной шестнадцатой не стоит это всё
Упосатхи из восьми факторов что состоит.
Как и скопление звёзд не сопоставится никак
[Даже с одной шестнадцатой] сияния луны.
Так, добродетельная женщина иль муж,
Кто соблюдал Упосатху из факторов восьми
К счастью ведущих, сотворив много заслуг,
Безукоризненный, стремится к небесам».