[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?
* Болезненная практика с медленным прямым знанием.
*
Болезненная практика с быстрым прямым знанием.
*
Приятная практика с медленным прямым знанием.
*
Приятная практика с быстрым прямым знанием.
(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным
прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную
склонность к жажде и часто испытывает боль и уныние из-за
жажды. По природе он имеет сильную склонность к злобе и часто
испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он имеет
сильную склонность к заблуждению и часто испытывает боль и
уныние из-за заблуждения.
Эти пять
качеств возникают в нём немощно:
* качество веры,
*
качество усердия,
*
качество осознанности,
*
качество сосредоточения,
*
качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он
медленно достигает непосредственного1
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
болезненной практикой с медленным прямым знанием.
(2) И
что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот
некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде…
злобе… заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за
заблуждения.
Эти пять
качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости.
Поскольку
эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
болезненной практикой с быстрым прямым знанием.
(3) И
что такое приятная практика с медленным прямым знанием? Вот
некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде
и не часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе
он не имеет сильной склонности к злобе и не часто испытывает
боль и уныние из-за злобы. По природе он не имеет сильной
склонности к заблуждению и не часто испытывает боль и уныние
из-за заблуждения.
Эти пять
качеств возникают в нём немощно: качество веры… мудрости.
Поскольку
эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
приятной практикой с медленным прямым знанием.
(4) И
что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот
некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде...
злобе… заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за
заблуждения.
Эти пять
качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости.
Поскольку
эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
приятной практикой с быстрым прямым знанием.
Таковы,
монахи, четыре вида практики».