Однажды
Благословенный пребывал в Раджагахе на горе Пик Грифов. И тогда
группа очень известных странников пребывала в Парке Странников
на берегу реки Саппини, [среди которых были] Аннабхара, Варадхара,
Сакулудайи, и другие очень известные странники.
И тогда,
вечером, Благословенный вышел из затворничества и отправился
в Парк Странников, что на берегу реки Саппини. В то время
странники-приверженцы других учений собрались и сидели вместе,
и между ними случилась такая беседа: «Таковы истины брахманов,
таковы истины брахманов».
И вот
Благословенный подошёл к тем странникам, сел на подготовленное
сиденье и спросил их: «Странники, в какое обсуждение вы были
вовлечены только что, по мере того как сидели здесь? О чём
шла беседа?»
«Мастер
Готама, мы собрались и сидели вместе, и между нами случилась
такая беседа: «Таковы истины брахманов, таковы истины брахманов».
«Странники,
таковы четыре истины брахманов, которые я провозгласил, реализовав
их для себя посредством прямого знания. Какие четыре?
(1) Вот,
странники, брахман говорит так: «Всех живых существ нужно
беречь». Говоря так, брахман говорит истину, а не ложь. И
в этом случае он не имеет [такого] неправильного представления
в отношении себя [как] «отшельник» или «жрец». Он не имеет
[такого] неправильного представления [как] «я лучше» или «я
такой же» или «я хуже». Но вместо этого он, напрямую познав
в этом истину, практикует просто из сочувствия и сострадания
к живым существам.
(2) Далее,
брахман говорит: «Все чувственные удовольствия непостоянны,
страдательны, подвержены изменению». Говоря так, брахман говорит
истину, а не ложь. И в этом случае он не имеет [такого] неправильного
представления в отношении себя [как] «отшельник» или «жрец».
Он не имеет [такого] неправильного представления [как] «я
лучше» или «я такой же» или «я хуже». Но вместо этого он,
напрямую познав в этом истину, практикует просто ради разочарования
в отношении чувственных удовольствий, ради их угасания и прекращения.
(3) Далее,
брахман говорит: «Все состояния существования непостоянны,
страдательны, подвержены изменению». Говоря так, брахман говорит
истину, а не ложь. И в этом случае он не имеет [такого] неправильного
представления в отношении себя [как] «отшельник» или «жрец».
Он не имеет [такого] неправильного представления [как] «я
лучше» или «я такой же» или «я хуже». Но вместо этого он,
напрямую познав в этом истину, практикует просто ради разочарования
в отношении состояний существования, ради их угасания и прекращения.
(4)
Далее, странники, брахман говорит: «Я нигде не являюсь принадлежностью
кого-либо, как и нет ничего где-либо в любом месте, которое
моё»1.
Говоря так, брахман говорит истину, а не ложь. И в этом случае
он не имеет [такого] неправильного представления в отношении
себя [как] «отшельник» или «жрец». Он не имеет [такого] неправильного
представления [как] «я лучше» или «я такой же» или «я хуже».
Но вместо этого он, напрямую познав в этом истину, практикует
путь отсутствия всего»2.
Таковы,
странники, четыре истины брахманов, которые я провозгласил,
реализовав их для себя посредством прямого знания».