[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять вещей, ведущих к упадку и исчезновению
благой Дхаммы. Какие пять?
(1) Бывает
так, когда монахи заучивают лекции, которые были плохо обретены,
с плохо установленными словами и фразами. Когда слова и фразы
плохо установлены, смысл плохо объяснён. Такова первая вещь,
которая ведёт к упадку и исчезновению благой Дхаммы.
(2) Далее,
монахов трудно поправить, и они обладают качествами, из-за которых
их трудно поправить. Они нетерпеливы и получают наставления
без уважения. Такова вторая вещь…
(3)
Далее, те монахи, которые учёные, наследники наследия, эксперты
в Дхамме, эксперты в Винае, эксперты в основных положениях [Дхаммы],
без уважения обучают лекциям [по Дхамме] других1.
Когда они умирают, лекции оказываются срубленными под корень,
не остаётся никого, кто бы их сохранил. Такова третья вещь…
(4) Далее,
старшие монахи являются теми, кто проживает в роскоши – апатичными,
превосходящими других в своём падении, уклоняющимися от своей
обязанности [жить] в затворничестве. Они не прилагают усилий
к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению ещё-не-обретённого,
к осуществлению ещё-не-осуществлённого. Они станут образцом
для будущих поколений, которые также станут проживать в роскоши,
будут апатичными, превосходящими других в своём падении, уклоняющимися
от своей обязанности [жить] в затворничестве. И те также не
будут прилагать усилий к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению
ещё-не-обретённого, к осуществлению ещё-не-осуществлённого.
Такова четвёртая вещь…
(5) Далее,
имеет место раскол в Сангхе, а когда в Сангхе раскол, то имеет
место взаимное обвинение, взаимное оскорбление, взаимное унижение,
взаимное неприятие. И тогда те, у кого нет уверенности, не обретают
уверенность, а те, у кого есть уверенность, начинают думать
иначе. Такова пятая вещь, которая ведёт к упадку и исчезновению
благой Дхаммы.
Таковы пять
вещей, ведущих к упадку и исчезновению благой Дхаммы.
Монахи,
эти пять вещей ведут к продолжительности, не-упадку и не-исчезновению
благой Дхаммы. Какие пять?
Вот монахи
заучивают лекции, которые были хорошо обретены, с хорошо установленными
словами и фразами. Когда слова и фразы хорошо установлены, смысл
хорошо объяснён. Такова первая вещь…
Далее, монахов
легко поправить, и они обладают качествами, из-за которых их
легко поправить. Они терпеливы и получают наставления с уважением.
Такова вторая вещь…
Далее, те
монахи, которые учёные, наследники наследия, эксперты в Дхамме,
эксперты в Винае, эксперты в основных положениях [Дхаммы], с
уважением обучают лекциям [по Дхамме] других. Когда они умирают,
лекции не оказываются срубленными под корень, ведь есть те,
кто их сохраняет. Такова третья вещь…
Далее, старшие
монахи не являются теми, кто проживает в роскоши – [они] не
апатичные, не превосходящие других в своём падении, не уклоняющиеся
от своей обязанности [жить] в затворничестве. Они зарождают
усердие к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению ещё-не-обретённого,
к осуществлению ещё-не-осуществлённого. Они станут образцом
для будущих поколений, которые также не станут проживать в роскоши,
не будут апатичными, превосходящими других в своём падении,
уклоняющимися от своей обязанности [жить] в затворничестве.
И те также будут зарождать усердие к достижению ещё-не-достигнутого,
к обретению ещё-не-обретённого, к осуществлению ещё-не-осуществлённого.
Такова четвёртая вещь…
(5) Далее,
Сангха пребывает в умиротворении – в согласии, в гармонии, без
споров, с единой декламацией [текстов]. Когда Сангха находится
в согласии, то нет взаимного обвинения, взаимного оскорбления,
взаимного унижения, взаимного неприятия. И тогда те, у кого
нет уверенности, обретают уверенность, а те, у кого есть уверенность,
возрастают [в своей уверенности]. Такова пятая вещь, которая
ведёт к продолжительности, не-упадку и не-исчезновению благой
Дхаммы.
Таковы,
монахи, пять вещей, ведущих к продолжительности, к не-упадку
и не-исчезновению благой Дхаммы».
|