[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять сфер освобождения1,
посредством которых, если монах пребывает прилежным, старательным,
решительным, его неосвобождённый ум освобождается, его неуничтоженные
пятна всецело уничтожаются, и он достигает непревзойдённой ещё-не-достигнутой
защиты от подневольности. Какие пять?
(1) Вот,
монахи, Учитель или товарищ-монах в роли учителя обучает монаха
Дхамме. То, каким образом Учитель или тот товарищ-монах в роли
учителя обучает Дхамме монаха, точно таким же образом он переживает
вдохновение от смысла и вдохновение от Дхаммы.
По
мере того как он делает так, в нём возникает радость. Когда
он рад, возникает восторг. У того, чей ум насыщен восторгом,
тело становится безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. У того, кто ощущает удовольствие, ум становится сосредоточенным2.
Такова первая сфера освобождения, посредством которой, если
монах пребывает прилежным, старательным, решительным, его неосвобождённый
ум освобождается, его неуничтоженные пятна всецело уничтожаются,
и он достигает непревзойдённой ещё-не-достигнутой защиты от
подневольности.
(2) Далее,
ни Учитель, ни товарищ-монах в роли учителя не обучает монаха
Дхамме, но он сам обучает других Дхамме в подробностях так,
как он это услышал и выучил. То, каким образом монах обучает
других Дхамме в подробностях, так, как он это услышал и выучил,
точно таким же образом в отношении этой Дхаммы он переживает
вдохновение от смысла и вдохновение от Дхаммы.
По мере
того как он делает так, в нём возникает радость. Когда он рад,
возникает восторг. У того, чей ум насыщен восторгом, тело становится
безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. У того, кто ощущает удовольствие, ум становится сосредоточенным. Такова вторая
сфера освобождения… защиты от подневольности.
(3) Далее,
ни Учитель, ни товарищ-монах в роли учителя не обучает монаха
Дхамме, как и он сам не обучает других Дхамме в подробностях
так, как он это услышал и выучил, но он декламирует Дхамму [вслух
по памяти] так, как он это услышал и выучил. То, каким образом
монах декламирует Дхамму [вслух по памяти] так, как он это услышал
и выучил, точно таким же образом в отношении этой Дхаммы он
переживает вдохновение от смысла и вдохновение от Дхаммы.
По мере
того как он делает так, в нём возникает радость. Когда он рад,
возникает восторг. У того, чей ум насыщен восторгом, тело становится
безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. У того, кто ощущает удовольствие, ум становится сосредоточенным. Такова третья
сфера освобождения… защиты от подневольности.
(4) Далее,
ни Учитель, ни товарищ-монах в роли учителя не обучает монаха
Дхамме, как и он сам не обучает других Дхамме в подробностях
так, как он это услышал и выучил. Он не декламирует Дхамму [вслух
по памяти] так, как он это услышал и выучил, но он размышляет,
изучает, внутренне исследует Дхамму так, как он это услышал
и выучил. То, каким образом монах размышляет, изучает, внутренне
исследует Дхамму так, как он это услышал и выучил, точно таким
же образом в отношении этой Дхаммы он переживает вдохновение
от смысла и вдохновение от Дхаммы.
По мере
того как он делает так, в нём возникает радость. Когда он рад,
возникает восторг. У того, чей ум насыщен восторгом, тело становится
безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. У того, кто ощущает удовольствие, ум становится сосредоточенным. Такова четвёртая
сфера освобождения… защиты от подневольности.
(5) Далее,
ни Учитель, ни товарищ-монах в роли учителя не обучает монаха
Дхамме, как и он сам не обучает других Дхамме в подробностях
так, как он это услышал и выучил. Он не декламирует Дхамму [вслух
по памяти] так, как он это услышал и выучил, и он не размышляет,
не изучает, внутренне не исследует Дхамму так, как он это услышал
и выучил, но он хорошо ухватывает некоторый объект сосредоточения,
хорошо настраивается на него, хорошо удерживает его, и хорошо
проникает в него мудростью.
То, каким
образом монах хорошо ухватил некоторый объект сосредоточения,
хорошо настроился на него, хорошо удерживал его, и хорошо проникал
в него мудростью, точно таким же образом в отношении этой Дхаммы
он переживает вдохновение от смысла и вдохновение от Дхаммы.
По мере
того как он делает так, в нём возникает радость. Когда он рад,
возникает восторг. У того, чей ум насыщен восторгом, тело становится
безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. У того, кто ощущает удовольствие, ум становится сосредоточенным. Такова пятая
сфера освобождения, посредством которой, если монах пребывает
прилежным, старательным, решительным, его неосвобождённый ум
освобождается, его неуничтоженные пятна всецело уничтожаются,
и он достигает непревзойдённой ещё-не-достигнутой защиты от
подневольности».
|