И
тогда один монах подошёл к своему наставнику и сказал ему: «Учитель,
моё тело как будто заторможено, я потерялся, учения более мне
не ясны. Лень и апатия одолевают мой ум. Я веду святую жизнь без
удовольствия, и у меня есть сомнения в отношении учений».
И тогда
наставник отвёл ученика к Благословенному. Он поклонился Благословенному,
сел рядом, и рассказал Благословенному всё, что сказал ему его
ученик. [Благословенный ответил]:
«Так
оно, монах! (1) Когда кто-либо не охраняет двери органов чувств,
(2) неумерен в еде, (3) не предаётся бодрствованию, (4) когда
у него отсутствует прозрение в благие качества, (5) и когда
он не пребывает настроенным на старание в развитии средств к
просветлению1
на ранней или поздней фазе ночи, то тогда его тело будет как
будто заторможенным, он потеряется, учения более не будут ему
ясны. Лень и апатия одолеют его ум. Он будет вести святую жизнь
без удовольствия, и у него будут сомнения в отношении учений.
Поэтому,
монах, вот как тебе следует тренировать себя: «Я буду охранять
двери органов чувств, (2) буду умерен в еде, (3) буду предаваться
бодрствованию. (4) У меня будет прозрение в благие качества,
(5) и я буду пребывать настроенным на старание в развитии средств
к просветлению на ранней или поздней фазе ночи». Вот так, монах,
ты должен тренировать себя».
И затем,
получив такое наставление от Благословенного, тот монах поднялся
со своего сиденья, поклонился Благословенному, и ушёл, обойдя
его с правой стороны. И затем, пребывая в уединении прилежным,
старательным, решительным, вскоре тот монах, реализовав это
для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл и
пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители
клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную.
Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита,
сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения
в какое-либо состояние существования». Так тот монах стал одним
из арахантов.
И затем,
после достижения арахантства, тот монах подошёл к своему наставнику
и сказал ему: «Учитель, моё тело более не кажется мне заторможенным,
я стал тем, кто хорошо осознаёт что к чему, и учения мне ясны.
Лень и апатия не одолевают мой ум. Я веду святую жизнь с радостью,
и у меня нет сомнений в отношении учений».
И тогда
наставник отвёл ученика к Благословенному. Он поклонился Благословенному,
сел рядом и рассказал Благословенному всё, что сказал ему его
ученик. [Благословенный ответил]:
«Так оно,
монах! Когда кто-либо охраняет двери органов чувств, умерен
в еде, предаётся бодрствованию, когда у него имеется прозрение
в благие качества, и когда он пребывает настроенным на старание
в развитии средств к просветлению на ранней или поздней фазе
ночи, то тогда его тело не будет казаться заторможенным, он
станет тем, кто хорошо осознаёт что к чему, и учения будут ему
ясны. Лень и апатия не одолевают его ум. Он ведёт святую жизнь
с радостью, и у него нет сомнений в отношении учений.
Поэтому,
монахи2,
вот как вы должны тренировать себя: «Мы будем охранять двери
органов чувств… средств к просветлению на ранней или поздней
фазе ночи». Вот как вы, монахи, должны тренировать себя».
|