И
тогда
один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом,
и сказал: «Учитель, «тот, кто пребывает в Дхамме; тот, кто пребывает
в Дхамме» – так говорят. В каком смысле монах является тем, кто
пребывает в Дхамме?»
(1) «Монах,
бывает так, что [некий] монах изучает Дхамму: лекции, стихи
и прозу, описания, строфы, вдохновенные изречения, цитаты, истории
рождения, чудесные случаи, вопросы и ответы. Но он не продвигается
дальше и не понимает её значения мудростью. Такой монах зовётся
тем, кто поглощён в изучении, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(2) Далее,
[бывает так, что] монах обучает в подробностях услышанной и
заученной им Дхамме других, но он не продвигается дальше и не
понимает её значения мудростью. Такой монах зовётся тем, кто
поглощён в донесении, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(3) Далее,
[бывает так, что] монах декламирует [вслух по памяти] услышанную
и заученную им Дхамму, но он не продвигается дальше и не понимает
её значения мудростью. Такой монах зовётся тем, кто поглощён
в декламации, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(4) Далее,
[бывает так, что] монах размышляет, изучает, мысленно исследует
услышанную и заученную им Дхамму, но он не продвигается дальше
и не понимает её значения мудростью. Такой монах зовётся тем,
кто поглощён в мыслях, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(5) Далее,
[бывает так, что] монах изучает Дхамму: лекции, стихи и прозу,
описания, строфы, вдохновенные изречения, цитаты, истории рождения,
чудесные случаи, вопросы и ответы. И он продвигается дальше
и понимает её значение мудростью. Вот каким образом монах является
тем, кто пребывает в Дхамме.
Таким образом,
монах, я научил [учению] о том, кто поглощён в изучении… донесении…
декламации… мыслях, и кто пребывает в Дхамме. Всё, что должен
сделать сострадательный учитель из сострадания к своим ученикам,
из желания им благополучия – это я сделал для тебя. Вон там – подножья деревьев. Там – пустые жилища. Медитируй, монах,
не будь беспечен, не впадай потом в сожаление. Таково наше наставление
тебе».
|