[Благословенный
сказал]: «Монахи, когда монах обдумывает пять будущих опасностей,
то для него этого достаточно, чтобы пребывать прилежным, старательным,
решительным ради достижения ещё-не-достигнутого, ради обретения
ещё-не-обретённого, ради осуществления ещё-не-осуществлённого.
Какие пять?
(1) Вот
монах рассуждает так: «Сейчас я молод, черноволос, наделён благословением
молодости на первом этапе жизни. Но придёт время, когда старость
одолеет это тело. Когда человек стар, отягощён годами, непросто
ему взяться за учение будд. Непросто ему затвориться в уединённых
обиталищах в лесах и рощах. Прежде чем это нежеланное, нежелательное,
неприятное состояние случится со мной, почему бы мне заранее
не зародить усердие ради достижения… ещё-не-осуществлённого?
Таким образом, когда я буду находиться в такой ситуации, я буду
пребывать умиротворённым, даже если буду стар». Такова первая
будущая опасность, обдумывание которой монахом является достаточным
для того, чтобы он пребывал прилежным, старательным, решительным
ради достижения… ещё-не-осуществлённого.
(2) Далее,
монах рассуждает так: «Сейчас я редко болею, [редко бываю] поражён
болезнью, обладаю нормальным пищеварением – ни слишком холодным,
ни слишком горячим, но умеренным и годным для старания. Но придёт
время, когда болезнь одолеет это тело. Когда человек болен,
поражён болезнью, непросто ему взяться за учение будд. Непросто
ему затвориться в уединённых обиталищах в лесах и рощах. Прежде
чем это нежеланное, нежелательное, неприятное состояние случится
со мной, почему бы мне заранее не зародить усердие ради достижения…
ещё-не-осуществлённого? Таким образом, когда я буду находиться
в такой ситуации, я буду пребывать умиротворённым, даже если
буду болен». Такова вторая будущая опасность…
(3) Далее,
монах рассуждает так: «Сейчас много еды, был хороший урожай,
и еда [раздаётся] как подаяние обильно, так что можно легко
прокормиться собирательством. Но придёт время голода, неурожая,
когда еду с подаяний трудно получить и непросто прокормиться
милостыней. Во время голода люди уходят в те места, где еды
много, и жизнь там такая, что слишком много людей и толпы. А
когда жизнь такая, что слишком много людей и толпы, то непросто
взяться за учение будд. Непросто затвориться в уединённых обиталищах
в лесах и рощах. Прежде чем это нежеланное, нежелательное, неприятное
состояние случится со мной, почему бы мне заранее не зародить
усердие ради достижения… ещё-не-осуществлённого? Таким образом,
когда я буду находиться в такой ситуации, я буду пребывать умиротворённым
даже во времена голода». Такова третья будущая опасность…
(4) Далее,
монах рассуждает так: «Сейчас люди живут в согласии, в гармонии,
не ссорятся, подобны смешанному с водой молоку, смотрят друг
на друга дружескими взорами. Но придёт время опасности и смуты
в безлюдных местах, когда люди повсеместно взбираются на свои
средства передвижения и бегут отовсюду. Во время опасности люди
уходят в те места, где безопасно, и жизнь там такая, что слишком
много людей и толпы. А когда жизнь такая, что слишком много
людей и толпы, то непросто взяться за учение будд. Непросто
затвориться в уединённых обиталищах в лесах и рощах. Прежде
чем это нежеланное, нежелательное, неприятное состояние случится
со мной, почему бы мне заранее не зародить усердие ради достижения…
ещё-не-осуществлённого? Таким образом, когда я буду находиться
в такой ситуации, я буду пребывать умиротворённым даже во времена
опасности». Такова четвёртая будущая опасность…
(5) Далее,
монах рассуждает так: «Сейчас Сангха пребывает в умиротворении – в согласии, в гармонии, без споров, с единой декламацией [текстов].
Но придёт время, когда наступит раскол в Сангхе. А когда в Сангхе
раскол, то непросто взяться за учение будд. Непросто затвориться
в уединённых обиталищах в лесах и рощах. Прежде чем это нежеланное,
нежелательное, неприятное состояние случится со мной, почему
бы мне заранее не зародить усердие ради достижения… ещё-не-осуществлённого?
Таким образом, когда я буду находиться в такой ситуации, я буду
пребывать умиротворённым даже во времена раскола в Сангхе».
Такова пятая будущая опасность… …осуществления ещё-не-осуществлённого.
Таковы,
монахи, пять будущих опасностей, обдумывание которых монахом
является достаточным для того, чтобы он пребывал прилежным,
старательным, решительным ради достижения ещё-не-достигнутого,
ради обретения ещё-не-обретённого, ради осуществления ещё-не-осуществлённого».
|