[Благословенный
сказал]: «Монахи, обладая шестью качествами, монах достоин даров,
достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного
приветствия – непревзойдённое поле заслуг для мира. Какими шестью?
Вот,
с помощью сдержанности монах отбросил те пятна [умственных загрязнений],
которые следует отбрасывать сдержанностью; использованием он
отбросил те пятна, которые следует отбрасывать использованием;
терпением он отбросил те пятна, которые следует отбрасывать
терпением; избеганием он отбросил те пятна, которые следует
отбрасывать избеганием; рассеиванием он отбросил те пятна, которые
следует отбрасывать рассеиванием: развитием отбросил те пятна,
которые следует отбрасывать развитием1.
(1) И какие
пятна, монахи, следует отбрасывать сдержанностью, и которые
были отброшены сдержанностью? Вот монах, тщательно это осмыслив,
пребывает в сдержанности качества глаза. Те пятна, беспокоящие
и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том, кто пребывает
несдержанным в отношении качества глаза, не происходят в том,
кто пребывает в сдержанности качества глаза.
Тщательно это осмыслив, он пребывает в сдержанности качества
уха…
Тщательно это осмыслив, он пребывает в сдержанности качества
носа…
Тщательно это осмыслив, он пребывает в сдержанности качества
языка…
Тщательно это осмыслив, он пребывает в сдержанности качества
тела…
Тщательно это осмыслив, он пребывает в сдержанности качества
ума. Те пятна, беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть
в том, кто пребывает несдержанным [в отношении этих вещей],
не происходят в том, кто пребывает в сдержанности. Таковы отброшенные
сдержанностью пятна, которые следует отбрасывать сдержанностью.
(2) И какие
пятна, монахи, следует отбрасывать использованием, и которые
были отброшены использованием? Вот монах, тщательно это осмыслив,
пользуется одеянием просто для того, чтобы защититься от холода,
защититься от жары, защититься от контактов с мухами, комарами,
[от контактов с] солнцем, ветром, и змеями; а также, чтобы скрыть
интимные части [тела].
Тщательно
это осмыслив, он употребляет пищу, собранную с подаяний, не
ради развлечений, не ради упоения, не ради физической красоты
и привлекательности, а просто для содержания и поддержания этого
тела, чтобы устранить недуг, тем самым поддержать ведение святой
жизни, осознавая: «Так я устраню старые чувства [голода] и не
создам новых чувств [от переедания]. Я буду здоровым, не буду
[этим] порицаем, буду пребывать в успокоении».
Тщательно
это осмыслив, он использует жилище просто для того, чтобы защититься
от холода, защититься от жары, защититься от контактов с мухами,
комарами, [от контактов с] солнцем, ветром, и змеями; а также
только просто для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться
затворничеству.
Тщательно
это осмыслив, он использует лекарства и обеспечение для больных
[монахов] только для того, чтобы защититься от возникших мучительных
[телесных] чувств и поддержать своё здоровье.
Те пятна,
беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том,
кто не пользуется [этими вещами], не возникают в том, кто пользуется
ими. Таковы отброшенные использованием пятна, которые следует
отбрасывать использованием.
(3) И какие
пятна, монахи, следует отбрасывать терпением, и которые были
отброшены терпением? Вот монах, тщательно это осмыслив, терпит
холод, жару, голод и жажду; контакты с мухами, комарами, солнцем,
ветром, и змеями. Он терпит грубые и оскорбительные речи. Он
терпит возникшие телесные ощущения – болезненные, раздирающие,
острые, пронзающие, мучительные, неприятные, высасывающие жизненные
силы.
Те пятна,
беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том,
кто не терпит [этого], не возникают в том, кто терпит. Таковы
отброшенные терпением пятна, которые следует отбрасывать терпением.
(4) И какие
пятна, монахи, следует отбрасывать избеганием, и которые были
отброшены избеганием? Вот монах, тщательно это осмыслив, избегает
[встреч] с диким слоном, с дикой лошадью, с диким быком, с дикой
собакой. Он избегает змей, пней, колючек, пропастей, обрывов,
выгребных ям, канализаций. Тщательно это осмыслив, он избегает
сидеть в ненадлежащих местах или ходить за подаяниями в неподходящие
места; избегает общения с плохими друзьями, так что его мудрые
товарищи-монахи могли бы заподозрить его в порочных делах.
Те пятна,
беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том,
кто не избегает [этого], не возникают в том, кто избегает. Таковы
отброшенные избеганием пятна, которые следует отбрасывать избеганием.
(5) И какие
пятна, монахи, следует отбрасывать рассеиванием, и которые были
отброшены рассеиванием? Вот монах, тщательно это осмыслив, не
терпит возникшую мысль о чувственных удовольствиях. Он отбрасывает
её, уничтожает её, рассеивает её, истребляет её. Тщательно это
осмыслив, он не терпит возникшую мысль, [основанную на] недоброжелательности…
Тщательно это осмыслив, он не терпит возникшую мысль о причинении
вреда… Тщательно это осмыслив, он не терпит возникших неблагих
[умственных] состояний. Он отбрасывает их, уничтожает их, рассеивает
их, истребляет их.
Те пятна,
беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том,
кто не рассеивает [этого], не возникают в том, кто рассеивает.
Таковы отброшенные рассеиванием пятна, которые следует отбрасывать
рассеиванием.
(6)
И какие пятна, монахи, следует отбрасывать развитием, и которые
были отброшены развитием? Вот монах, тщательно это осмыслив,
развивает осознанность как фактор просветления, который основывается
на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении.
Он развивает исследование феноменов… усердие… восторг… безмятежность…
сосредоточение… невозмутимость как фактор просветления, который
основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает
в оставлении.
Те пятна,
беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том,
кто не развивает [этого], не возникают в том, кто развивает.
Таковы отброшенные развитием пятна, которые следует отбрасывать
развитием.
Обладая
этими шестью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства,
достоин подношений, достоин почтительного приветствия – непревзойдённое
поле заслуг для мира».
|