Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Патхама патисамбида сутта: Аналитические знания (I)
АН 7.38

 
редакция перевода: 07.02.2014
Перевод с английского: SV

источник:
"Anguttara Nikaya by Bodhi, p. 1023"

лагословенный сказал]: «Монахи, когда монах обладает семью качествами, он может вскоре реализовать для себя посредством прямого знания четыре аналитических знания1 и овладеть ими. Какими семью?
(1) Вот монах понимает в соответствии с действительностью: «Вот во мне умственная косность». (2) Или, когда ум сжат внутренне, он понимает в соответствии с действительностью: «Мой ум сжат внутренне». (3) Или когда его ум отвлечён вовне, он понимает в соответствии с действительностью: «Мой ум отвлечён вовне»2. (4) Он знает чувства по мере того, как они возникают, по мере того, как пребывают, по мере того, как исчезают. (5) Он знает восприятия по мере того, как они возникают, по мере того, как пребывают, по мере того, как исчезают. (6) Он знает мысли по мере того, как они возникают, по мере того, как пребывают, по мере того, как исчезают3. (7) И затем, в отношении качеств, которые уместные и неуместные, низшие и высшие, тёмные и яркие, а также [в отношении] их противоположностей, он хорошо ухватил причину4, хорошо взялся за неё, хорошо изучил её, и хорошо проник в неё мудростью.
Когда он обладает этими семью качествами, монах может вскоре реализовать для себя посредством прямого знания четыре аналитических знания и овладеть ими».


1 О четырёх аналитических знаниях см. АН 4.172.

2 Комментарий связывает внутренне сжатый ум с апатией и сонливостью, а внешнее отвлечение – с влечением к пяти объектам чувственных удовольствий. См. также СН 51.20, где подобные наставления даются в контексте развития основ сверхъестественных сил.

3 В АН 4.41 это называется "развитием сосредоточения, что ведёт к осознанности и бдительности". Комментарий: "Чувства и т.д. являются корнями умственного разрастания (папанча). Чувство – корень жажды, которая возникает в связи с удовольствием. Восприятие – корень воззрений, которые возникают по отношению к неясному предмету. Мысли – корень самомнения, которое возникает через мысль "Я".

4 Нимитта (образ или причина). Комментарий трактует в данном случае "нимитта" как "причина", "источник".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.