[Благословенный
сказал]: «Монахи, эти семь восприятий, будучи развитыми и взращенными,
приносят великий плод и пользу, завершаются в бессмертном и имеют
бессмертное своим завершением. Какие семь?
* восприятие непривлекательности;
*
восприятие смерти;
*
восприятие отвратительности еды;
*
восприятие не-восхищения целым миром;
*
восприятие непостоянства;
*
восприятие страдательности в непостоянном;
*
восприятие безличности в страдательном.
Эти семь восприятий, будучи развитыми и взращенными, приносят
великий плод и пользу, завершаются в бессмертном и имеют бессмертное
своим завершением.
(1) Так
было сказано: «Восприятие непривлекательности, монахи, будучи
развитым и взращенным, приносит великий плод и пользу, завершается
в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением». Почему
так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию непривлекательности,
его ум избегает [темы] половых сношений, отворачивается от этого,
откатывается от этого, и не тянется к этому. И либо невозмутимость,
либо отвращение утверждаются в нём [в отношении этой темы].
Подобно тому, как петушиное перо или кусок сухожилия, брошенные
в огонь, отворачиваются от него, откатываются от него, и не
тянутся к нему, то точно также [происходит] и с [мыслями на
тему] половых сношений, когда монах часто пребывает с умом,
приученным к восприятию непривлекательности.
Если,
когда монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию
непривлекательности, его ум склоняется к [теме] половых сношений,
или же если он не избегает этого1,
ему следует осознавать: «Я не развил восприятие непривлекательности.
Нет отличия между моим прежним состоянием и состоянием нынешним.
Я не достиг плода развития». Так, он чётко понимает это.
Но если, когда он часто пребывает с умом, приученным к восприятию
непривлекательности, его ум избегает [темы] половых сношений,
отворачивается от этого, откатывается от этого, и не тянется
к этому; и либо невозмутимость, либо отвращение утверждаются
в нём [в отношении этой темы], то ему следует осознавать: «Я
развил восприятие непривлекательности. Существует разница между
моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я достиг плода
развития». Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие непривлекательности... завершается
в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением» – то вот
почему так было сказано.
(2) Так
было сказано: «Восприятие смерти, монахи, будучи развитым
и взращенным, приносит великий плод и пользу, завершается в
бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением». Почему
так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию смерти, его
ум избегает привязанности к жизни, отворачивается от этого,
откатывается от этого, и не тянется к этому. И либо невозмутимость,
либо отвращение утверждаются в нём [в отношении этого]. Подобно
тому, как петушиное перо или кусок сухожилия, брошенные в огонь,
отворачиваются от него, откатываются от него, и не тянутся к
нему, то точно также [происходит] и с привязанностью к жизни,
когда монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию
смерти.
Если, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию смерти,
его ум склоняется к привязанности к жизни, или же если он не
избегает этого, ему следует осознавать: «Я не развил восприятие
смерти. Нет отличия между моим прежним состоянием и состоянием
нынешним. Я не достиг плода развития». Так, он чётко понимает
это. Но если, когда он часто пребывает с умом, приученным к
восприятию смерти, его ум избегает привязанности к жизни, отворачивается
от этого, откатывается от этого, и не тянется к этому; и либо
невозмутимость, либо отвращение утверждаются в нём [в отношении
этого], то ему следует осознавать: «Я развил восприятие
смерти. Существует разница между моим прежним состоянием и состоянием
нынешним. Я достиг плода развития». Так, он чётко понимает
это.
Когда так
было сказано: «Восприятие смерти... завершается в бессмертном,
и имеет бессмертное своим завершением» – то вот почему так было
сказано.
(3) Так
было сказано: «Восприятие отвратительности еды, монахи,
будучи развитым и взращенным, приносит великий плод и пользу,
завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением».
Почему так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию отвратительности
еды, его ум избегает жажды ко вкусам, отворачивается от этого,
откатывается от этого, и не тянется к этому. И либо невозмутимость,
либо отвращение утверждаются в нём [в отношении этого]. Подобно
тому, как петушиное перо или кусок сухожилия, брошенные в огонь,
отворачиваются от него, откатываются от него, и не тянутся к
нему, то точно также [происходит] и с жаждой ко вкусам, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию отвратительности
еды.
Если, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию отвратительности
еды, его ум склоняется к жажде ко вкусам, или же если он не
избегает этого, ему следует осознавать: «Я не развил восприятие
отвратительности еды. Нет отличия между моим прежним состоянием
и состоянием нынешним. Я не достиг плода развития». Так,
он чётко понимает это. Но если, когда он часто пребывает с умом,
приученным к восприятию отвратительности еды, его ум избегает
жажды ко вкусам, отворачивается от этого, откатывается от этого,
и не тянется к этому; и либо невозмутимость, либо отвращение
утверждаются в нём [в отношении этого], то ему следует осознавать:
«Я развил восприятие отвратительности еды. Существует разница
между моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я достиг
плода развития». Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие отвратительности еды... завершается
в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением» – то вот
почему так было сказано.
(4) Так
было сказано: «Восприятие не-восхищения целым миром, монахи,
будучи развитым и взращенным, приносит великий плод и пользу,
завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением».
Почему так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию не-восхищения
целым миром, его ум избегает мирских красивых вещей, отворачивается
от этого, откатывается от этого, и не тянется к этому. И либо
невозмутимость, либо отвращение утверждаются в нём [в отношении
этого]. Подобно тому, как петушиное перо или кусок сухожилия,
брошенные в огонь, отворачиваются от него, откатываются от него,
и не тянутся к нему, то точно также [происходит и с влечением]
к мирским красивым вещам, когда монах часто пребывает с умом,
приученным к восприятию не-восхищения целым миром.
Если, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию не-восхищения
целым миром, его ум склоняется к мирским красивым вещам, или
же если он не избегает этого, ему следует осознавать: «Я
не развил восприятие не-восхищения целым миром. Нет отличия
между моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я не достиг
плода развития». Так, он чётко понимает это. Но если, когда
он часто пребывает с умом, приученным к восприятию не-восхищения
целым миром, его ум избегает мирских красивых вещей, отворачивается
от этого, откатывается от этого, и не тянется к этому; и либо
невозмутимость, либо отвращение утверждаются в нём [в отношении
этого], то ему следует осознавать: «Я развил восприятие
не-восхищения целым миром. Существует разница между моим прежним
состоянием и состоянием нынешним. Я достиг плода развития».
Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие не-восхищения целым миром... завершается
в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением» – то вот
почему так было сказано.
(5) Так
было сказано: «Восприятие непостоянства, монахи, будучи
развитым и взращенным, приносит великий плод и пользу, завершается
в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением».
Почему так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию непостоянства,
его ум избегает обретений, славы, и похвалы, отворачивается
от этого, откатывается от этого, и не тянется к этому. И либо
невозмутимость, либо отвращение утверждаются в нём [в отношении
этого]. Подобно тому, как петушиное перо или кусок сухожилия,
брошенные в огонь, отворачиваются от него, откатываются от него,
и не тянутся к нему, то точно также [происходит] и с [желанием]
обретений, славы, и похвалы, когда монах часто пребывает с умом,
приученным к восприятию непостоянства.
Если, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию непостоянства,
его ум склоняется к обретениям, славе, и похвале, или же если
он не избегает этого, ему следует осознавать: «Я не развил
восприятие непостоянства. Нет отличия между моим прежним состоянием
и состоянием нынешним. Я не достиг плода развития». Так,
он чётко понимает это. Но если, когда он часто пребывает с умом,
приученным к восприятию непостоянства, его ум избегает обретений,
славы, и похвалы, отворачивается от этого, откатывается от этого,
и не тянется к этому; и либо невозмутимость, либо отвращение
утверждаются в нём [в отношении этого], то ему следует осознавать:
«Я развил восприятие непостоянства. Существует разница
между моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я достиг
плода развития». Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие непостоянства... завершается в бессмертном,
и имеет бессмертное своим завершением» – то вот почему так было
сказано.
(6) Так
было сказано: «Восприятие страдательности в непостоянном,
монахи, будучи развитым и взращенным, приносит великий плод
и пользу, завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим
завершением». Почему так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию страдательности
в непостоянном, острое восприятие опасности утверждается в нём
в отношении бездельничанья, лени, расслабленности, беспечности,
отсутствия усердия, легкомыслия, подобно [восприятию опасности]
убийцы с мечом наизготове.
Если, когда
монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию страдательности
в непостоянном, острое восприятие опасности не утверждается
в нём в отношении бездельничанья… с мечом наизготове, то ему
следует осознавать: «Я не развил восприятие страдательности
в непостоянном. Нет отличия между моим прежним состоянием и
состоянием нынешним. Я не достиг плода развития». Так,
он чётко понимает это. Но если, когда он часто пребывает с умом,
приученным к восприятию страдательности в непостоянном, острое
восприятие опасности утверждается в нём в отношении бездельничанья…
с мечом наизготове – то ему следует осознавать: «Я развил
восприятие страдательности в непостоянном. Существует разница
между моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я достиг
плода развития». Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие страдательности в непостоянном...
завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением»
– то вот почему так было сказано.
(7) Так
было сказано: «Восприятие безличностности в страдательном,
монахи, будучи развитым и взращенным, приносит великий плод
и пользу, завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим
завершением». Почему так было сказано?
Когда монах
часто пребывает с умом, приученным к восприятию безличностности
в страдательном, его ум лишён «сотворения Я» и «сотворения Моего»,
а также самомнения в отношении этого сознающего тела и всех
внешних объектов. Он преодолел разграничения, он умиротворённый
и хорошо освобождённый.
Если,
когда монах часто пребывает с умом, приученным к восприятию
безличностности в страдательном, его ум не лишён «сотворения
Я» и «сотворения Моего», а также самомнения в отношении этого
сознающего тела и всех внешних объектов, и если он не преодолел
разграничения, не стал умиротворённым и хорошо освобождённым,
то ему следует осознавать: «Я не развил восприятие безличностности
в страдательном. Нет отличия между моим прежним состоянием и
состоянием нынешним. Я не достиг плода развития». Так, он чётко
понимает это. Но если, когда он часто пребывает с умом, приученным
к восприятию безличностности в страдательном, его ум лишён «сотворения
Я»… и хорошо освобождённый – то ему следует осознавать: «Я развил
восприятие безличностности в страдательном. Существует разница
между моим прежним состоянием и состоянием нынешним. Я достиг
плода развития». Так, он чётко понимает это.
Когда так
было сказано: «Восприятие безличностности в страдательном...
завершается в бессмертном, и имеет бессмертное своим завершением»
– то вот почему так было сказано.
Эти семь
восприятий, монахи, будучи развитыми и взращенными, приносят
великий плод и пользу, завершаются в бессмертном и имеют бессмертное
своим завершением».
|