Я
слышал, что однажды Благословенный пребывал в Чампе на берегу
озера Гаггары. И большая группа мирян из Чампы пришла к Достопочтенному
Сарипутте и, по прибытии, поклонившись ему, они сели рядом. Сидя
там, они обратились к Достопочтенному Сарипутте: «Давно у нас
не было возможности, Достопочтенный, послушать Дхамму из уст самого
Благословенного. Было бы хорошо, если бы мы могли послушать Дхамму
из уст самого Благословенного».
«В
таком случае, друзья, приходите в следующий день Упосатхи, и,
возможно, вы услышите Дхамму из уст самого Благословенного».
«Как
скажете, Достопочтенный» – ответили миряне из Чампы Достопочтенному
Сарипутте. Поднявшись со своих сидений, поклонившись ему и обойдя
его с правой стороны, они ушли.
Затем
в следующий день Упосатхи миряне из Чампы пришли к Достопочтенному
Сарипутте и, по прибытии, поклонившись ему, встали рядом. Тогда
Достопочтенный Сарипутта вместе с мирянами из Чампы отправился
к Благословенному и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом.
Затем Достопочтенный Сарипутта обратился к Благословенному:
«Может ли быть так, что когда человек даёт какой-либо дар, это
не приносит большого плода, большой пользы, тогда как другой
человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой плод,
большую пользу?»
«Да,
Сарипутта, может быть так, что когда человек даёт какой-либо
дар, это не приносит большого плода, большой пользы, тогда как
другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой
плод, большую пользу».
«Учитель,
в чём условие, в чём причина, почему человек даёт какой-либо
дар, и это не приносит большого плода, большой пользы, тогда
как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой
плод, большую пользу?»
(1)
«Сарипутта, бывает так, что человек преподносит дар ради собственной
выгоды, с умом, устремлённым [к получению выгоды], ищет для
себя накопления [благих заслуг] [с мыслью]: «Я буду наслаждаться
этим после смерти». Он даёт свой дар – еду, питьё, одежду или
средство передвижения; гирлянду, благовония и мази; постельные
принадлежности, кров, лампу – жрецу или отшельнику. Как ты думаешь,
Сарипутта? Может ли человек дать такой дар?»
«Может, Учитель».
«Сделав
такое дарение в поисках собственной выгоды – с умом, устремлённым
[к получению выгоды], ища для себя накопления [благих заслуг]
[с мыслью]: «Я буду наслаждаться этим после смерти» – после
распада тела, после смерти, он рождается в мире Четырёх Великих
Царей. Затем, после того, как потеряло силу это деяние, эта
способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно
в этот мир.
(2)
Далее, бывает так, что человек преподносит дар не ради собственной
выгоды, и его ум не устремлён [к получению выгоды], он не ищет
для себя накопления [благих заслуг], и у него нет мысли: «Я
буду наслаждаться этим после смерти». Вместо этого он преподносит
дар с мыслью: «Дарение – это хорошо». Он даёт свой дар – еду,
питьё, одежду или средство передвижения; гирлянду, благовония
и мази; постельные принадлежности, кров, лампу – жрецу или отшельнику.
Как ты думаешь, Сарипутта? Может ли человек дать такой дар?»
«Может, Учитель».
«Сделав
такой дар с мыслью «Дарение – это хорошо», после распада тела,
после смерти, он рождается среди дэвов мира Таватимсы. Затем,
после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот
статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
(3)
Или, вместо того, чтобы думать так: «Даяние – это хорошо», он
преподносит дар с мыслью: «Такие дары давались в прошлом, делались
в прошлом, моим отцом и дедом. Было бы неподобающе для меня
поступать так, чтобы этот старый семейный обычай прекратился»...
и тогда после распада тела, после смерти, он рождается среди
дэвов Ямы. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта
способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно
в этот мир.
(4)
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «Я не испытываю
недостатка. А они испытывают недостаток. Было бы неподобающе
для меня, будучи обеспеченным, не дать дар тем, кто не обеспечен»...
и после распада тела, после смерти, он рождается среди дэвов
Туситы. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта
способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно
в этот мир.
(5)
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «Подобно тому,
как подносили дары великим мудрецам прошлого – Аттхаке, Вамаке,
Вамадэве, Вессамитте, Яматагги, Ангирасе, Бхарадвадже, Васеттхе,
Кассапе, и Бхагу – то таким же будет это моё подношение даров»...
и после распада тела, после смерти, он рождается в мире дэвов,
наслаждающихся творениями. Затем, после того как потеряло силу
это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он
возвращается обратно в этот мир.
(6)
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «Когда сделано
мной это дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение
и радость появляются»... и после распада тела, после смерти,
он рождается в мире дэвов, имеющих власть над творениями других.
Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность,
этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот
мир.
(7)
Или, вместо того, чтобы подумать так: «Когда сделано мной это
дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение и радость
появляются», он преподносит дар с мыслью: «Это украшение ума,
поддержка ума». Он даёт свой дар – еду, питьё, одежду или средство
для передвижения; гирлянду, благовония и мази; постельные принадлежности,
кров, лампу – жрецу или отшельнику. Как ты думаешь, Сарипутта?
Может ли человек дать такой дар?»
«Может, Учитель».
«Сделав
такое подношение, не ради собственной выгоды, с умом не устремлённым
[к получению выгоды], без поисков накопления для себя [благих
заслуг], ни [с мыслью]: «Я буду наслаждаться этим после смерти»,
ни с мыслью: «Даяние – это хорошо», ни с мыслью: «Такие дары
давались в прошлом, делались в прошлом, моим отцом и дедом.
Было бы неподобающе для меня сделать так, чтобы этот старый
семейный обычай прекратился», ни с мыслью: «Я не испытываю недостатка.
А они испытывают недостаток. Было бы неправильно для меня, будучи
обеспеченным, не дать дар тем, кто не обеспечен», ни с мыслью:
«Подобно тому, как подносили дары великим мудрецам прошлого
– Аттхаке, Вамаке, Вамадэве, Вессамитте, Яматагги, Ангирасе,
Бхарадвадже, Васеттхе, Кассапе и Бхагу – то таким же будет это
моё подношение даров», ни с мыслью: «Когда сделано мной это
дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение и радость
появляются»,
но с мыслью: «Это украшение ума, поддержка ума» – то после распада
тела, после смерти, он рождается среди дэвов свиты Брахмы. Затем,
после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот
статус, это владычество, он становится не-возвращающимся. Он
не возвращается обратно в этот мир1.
В
этом, Сарипутта, условие, в этом причина, почему человек даёт
какой-либо дар, и это не приносит большого плода, большой пользы,
тогда как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит
большой плод, большую пользу».
|