[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть восемь причин и условий, которые ведут
к обретению мудрости, основополагающей для [ведения] святой жизни,
когда она ещё не была обретена, а также к её возрастанию, созреванию
и осуществлению посредством развития, когда она уже была обретена.
Какие восемь?
(1) Вот
монах живёт, завися от Учителя или от некоего товарища-монаха
в позиции учителя, и к нему он утвердил острое чувство стыда
и боязни совершить проступок, симпатию и уважение. Таково первое
условие и причина, которая ведёт к обретению мудрости, основополагающей
для [ведения] святой жизни, когда она ещё не была обретена,
а также к её возрастанию, созреванию и осуществлению посредством
развития, когда она уже была обретена.
(2) По мере
того как он живёт, завися от Учителя или от некоего товарища-монаха
в позиции учителя, к которому он утвердил острое чувство стыда
и боязни совершить проступок, симпатию и уважение, он подходит
к нему время от времени и интересуется: «Достопочтенный, как
это [понять]? Каково значение этого?» И тот достопочтенный раскрывает
ему то, что [для него] не было раскрыто, проясняет неясное,
рассеивает его замешательство в отношении многочисленных трудных
моментов. Таково второе условие и причина…
(3) Услышав
эту Дхамму, он прибегает к двум видам изыманий [неблагого]:
к изыманию в теле и к изыманию в уме. Таково третье условие
и причина…
(4) Он нравственный,
пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением
и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках.
Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них. Таково
четвёртое условие и причина…
(5) Он много
изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что
он изучил. Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине
и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие
идеально полную и чистую святую жизнь – таких учений он много
изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал
их в уме и тщательно проникал в них воззрением. Таково пятое
условие и причина…
(6) Он зародил
усилие к оставлению неблагих качеств и обретению благих качеств.
[В этом] он силён, упорен в старании, не откладывает [своей]
обязанности развивать благие качества. Таково шестое условие
и причина…
(7) Находясь
среди Сангхи, он не пускается в беспорядочные и бессмысленные
разговоры. Либо он сам говорит о Дхамме, либо просит кого-либо
сделать так, либо хранит благородную тишину. Таково седьмое
условие и причина…
(8) Он пребывает
в созерцании происхождения и исчезновения в пяти совокупностях,
подверженных цеплянию: «Такова форма; таково её происхождение; таково её исчезновение; таково чувство… восприятие… формации [ума]...
сознание; таково его происхождение; таково его исчезновение». Таково
восьмое условие и причина, которая ведёт к обретению мудрости,
основополагающей для [ведения] святой жизни, когда она ещё не
была обретена, а также к её возрастанию, созреванию и осуществлению
посредством развития, когда она уже была обретена.
Его товарищи-монахи
почитают его так: «Этот достопочтенный живёт, завися от Учителя
или от некоего товарища-монаха в позиции учителя, и к нему он
утвердил острое чувство стыда и боязни совершить проступок,
симпатию и уважение. Вне сомнений, этот достопочтенный знает
и видит». Это качество ведёт к близости, уважению, почтению,
согласию и единству.
[Они почитают
его так]: «По мере того, как этот достопочтенный живёт, завися
от Учителя… услышав Дхамму… нравственный… много изучал… зародил
усердие… он не пускается в беспорядочные и бессмысленные разговоры…
пребывает в созерцании происхождения и исчезновения в пяти совокупностях,
подверженных цеплянию: «Такова форма; таково её происхождение; таково её исчезновение; таково чувство… восприятие… формации [ума]...
сознание; таково его происхождение; таково его исчезновение». Вне
сомнений, этот достопочтенный знает и видит». Это качество также
ведёт к близости, уважению, почтению, согласию и единству.
Таковы,
монахи, восемь причин и условий, которые ведут к обретению мудрости,
основополагающей для [ведения] святой жизни, когда она ещё не
была обретена, а также к её возрастанию, созреванию и осуществлению
посредством развития, когда она уже была обретена».
|