Однажды
Благословенный пребывал в стране Колиев рядом с городом Колиев
под названием Каккарапатта. Там молодой Дигхаджану из клана Колиев
подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом, и сказал:
«Господин,
мы, миряне, наслаждаемся чувственными удовольствиями, живём
в доме, полном детей. Мы используем сандаловое дерево из Каси.
Мы носим гирлянды, [используем] благовония и мази. Мы принимаем
золото и серебро. Пусть Благословенный научит Дхамме так, чтобы
это привело к нашему благополучию и счастью в этой жизни и в
будущих жизнях».
«Бьяггхападджа1,
существуют эти четыре вещи, что ведут представителя клана к
благополучию и счастью в этой жизни. Какие четыре? Совершенство
в предприимчивости, совершенство в защите, совершенство в дружбе
с хорошими друзьями, и жизнь по средствам.
(1) И что
такое совершенство в предприимчивости? Какими бы ни были те
способы, которыми представитель клана зарабатывает себе на жизнь – сельское хозяйство, торговля, скотоводство, стрельба из лука,
государственное служение, или какое-либо иное ремесло – он в
этом умел и прилежен. Он судит о [выполнении] этой [его] работы
уже только после её выполнения, чтобы довести её до конца и
выполнить её подобающим образом. Это называется совершенством
в предприимчивости.
(2) И что
такое совершенство в защите? Вот представитель клана устанавливает
защиту и охрану богатства, которое он обрёл посредством предприимчивости
и старания, [которое он] накопил силой своих рук, заработал
с потом на лице – праведно обретённое праведное богатство – думая [так]: «Как мне сделать так, чтобы цари и воры не забрали
его, чтобы огонь не спалил его, чтобы наводнения не смыли его,
чтобы недовольные наследники не забрали его?» Это называется
совершенством в защите.
(3) И что
такое дружба с хорошими друзьями? В какой бы деревне или городе
ни проживал представитель клана, он общается с домохозяевами
или их сыновьями – либо юными, но зрелыми в нравственности,
либо пожилыми, но зрелыми в нравственности – которые совершенны
в вере, нравственном поведении, щедрости, и мудрости. Он общается
с ними, ведёт с ними беседы. До той степени, до которой те совершенны
в вере, он пытается сравняться с ними в их совершенстве веры.
До той степени, до которой те совершенны в нравственном поведении,
он пытается сравняться с ними в их совершенстве нравственного
поведения. До той степени, до которой те совершенны в щедрости,
он пытается сравняться с ними в их совершенстве щедрости. До
той степени, до которой те совершенны в мудрости, он пытается
сравняться с ними в их совершенстве мудрости. Это называется
дружбой с хорошими друзьями.
(4) И что
такое жизнь по средствам? Вот представитель клана знает свой
доход и траты, ведёт жизнь по средствам, ни слишком расточительную,
ни слишком бережливую, [осознавая]: «Так мой доход будет превышать
траты, а не наоборот». Подобно тому, как оценщик или его ученик,
держа весы, знает: «[Положив] столько, [чаша] идёт вниз, а [положив]
столько она идёт вверх» – точно также, представитель клана знает
свой доход и траты… [осознавая]: «Так мой доход будет превышать
траты, а не наоборот».
Если
представитель клана имеет малый доход, но живёт расточительно,
другие скажут о нём: «Этот представитель клана проедает богатство
также как тот, кто поедает инжир2.
Но если у него большой доход, но он живёт скупо, другие скажут
о нём: «Этот представитель клана морит себя голодом». Но это
называется жизнью по средствам, когда представитель клана знает
свой доход и траты… [осознавая]: «Так мой доход будет превышать
траты, а не наоборот».
Накопленное
богатство имеет четыре источника распыления: траты на женщин,
на выпивку, на азартные игры, и на дружбу с плохими друзьями,
плохими спутниками, плохими товарищами. Это как если бы было
большое водохранилище с четырьмя впусками и выпусками, и человек
перекрыл бы впуски и открыл бы выпуски, и не пролилось бы достаточного
[количества] дождя – то можно было бы ожидать [того, что] вода
в водохранилище уменьшится, а не увеличится. Точно также, накопленное
богатство имеет четыре источника распыления: траты на женщин,
на выпивку, на азартные игры, и на дружбу с плохими друзьями,
плохими спутниками, плохими товарищами.
Накопленное
богатство имеет четыре источника накопления: избегание трат
на женщин, на выпивку, на азартные игры, и ведение дружбы с
хорошими друзьями, хорошими спутниками, хорошими товарищами.
Это как если бы было большое водохранилище с четырьмя впусками
и выпусками, и человек открыл бы впуски и перекрыл выпуски,
и пролилось бы достаточно дождя – то можно было бы ожидать [того,
что] вода в водохранилище увеличится, а не уменьшится. Точно
также, накопленное богатство имеет четыре источника накопления:
избегание трат на женщин, на выпивку, на азартные игры, и ведение
дружбы с хорошими друзьями, хорошими спутниками, хорошими товарищами.
Таковы четыре
вещи, которые ведут представителя клана к благополучию и счастью
в этой самой жизни.
Бьяггхападджа,
существуют эти [иные] четыре вещи, что ведут представителя клана
к благополучию и счастью в будущих жизнях. Какие четыре? Совершенство
в вере, совершенство в нравственном поведении, совершенство
в щедрости, совершенство в мудрости.
(5) И что
такое совершенство в вере? Вот представитель клана наделён верой.
Он верит в просветление Татхагаты: «В самом деле Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании
и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный». Это называется совершенством в вере.
(6)
И что такое совершенство в нравственном поведении? Вот представитель
клана воздерживается от уничтожения жизни, от взятия того, что
не дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от спиртных
напитков, вина, и одурманивающих веществ, что являются основой
для беспечности. Это называется совершенством в нравственном
поведении.
(7) И что
такое совершенство в щедрости? Вот представитель клана пребывает
дома с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радуется
оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению.
Это называется совершенством в щедрости.
(8) И что
такое совершенство в мудрости? Вот представитель клана мудр.
Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению
страданий. Это называется совершенством в мудрости.
Таковы четыре
вещи, что ведут представителя клана к благополучию и счастью
в будущих жизнях». [И далее он добавил]:
«Он предприимчивый в своих делах,
Прилежный в начинаниях своих,
Живёт [всегда] он жизнью по средствам,
И охраняет то, что накопил.
Веру имеет, в нравственности совершенен,
Он щедрый, скаредности он лишён,
И постоянно Путь [духовный] очищает –
К сохранности ведёт который в жизнях, что придут.
И так, восьмёрка качеств этих
Того, кто с верой ищет и живёт мирскою жизнью,
Как говорил Тот, Назван Кто Правдиво3,
К счастью ведёт в обоих состояниях:
К благополучию и благу в этой самой жизни,
А также к счастью в жизнях, что придут потом.
Поэтому у тех, кто пребывает дома,
Их щедрость и заслуги [постоянно] возрастают».
|