[Благословенный
сказал]: «Монахи, эти восемь мирских ситуаций вращаются вокруг
мира, и мир вращается вокруг этих восьми мирских ситуаций. Какие
восемь?
* обретение
и утрата,
*
слава и плохая репутация,
*
похвала и порицание,
*
удовольствие и боль.
Эти восемь мирских ситуаций вращаются вокруг мира, и мир вращается
вокруг этих восьми мирских ситуаций.
Монахи,
необученный заурядный человек встречает обретение и утрату,
славу и плохую репутацию, похвалу и порицание, удовольствие
и боль. Обученный ученик Благородных также встречает обретение
и утрату, славу и плохую репутацию, похвалу и порицание, удовольствие
и боль. Так в чём же разница, в чём несоответствие, в чём отличие
между обученным учеником Благородных и необученным заурядным
человеком в этом отношении?»
«Учитель,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда слушайте
внимательно, монахи. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили монахи. Благословенный сказал:
(1) «Монахи,
когда необученный заурядный человек встречается с обретением,
он не рассуждает так: «Это обретение, с которым я встретился – непостоянно, страдательно, подвержено изменению». Он не понимает
в соответствии с действительностью. (2) Когда он встречается
с утратой, он не рассуждает так: «Эта утрата, с которой я встретился – непостоянна, страдательна, подвержена изменению». Он не понимает
в соответствии с действительностью. (3) Когда он встречается
со славой… (4) плохой репутацией… (5) похвалой… (6) порицанием…
(7) удовольствием… (8) болью, он не рассуждает так: «Эта боль,
с которой я встретился – непостоянна, страдательна, подвержена
изменению». Он не понимает в соответствии с действительностью.
Обретение
завладевает его умом, и утрата завладевает его умом. Слава…
плохая репутация… похвала… порицание… удовольствие… и боль завладевает
его умом. Он увлекаем обретением и отвращаем утратой. Он увлекаем
славой и отвращаем плохой репутацией. Он увлекаем похвалой и
отвращаем порицанием. Он увлекаем удовольствием и отвращаем
болью. Так, будучи вовлечённым в увлечение и отвращение, он
не свободен от рождения, от старости и смерти, от печали, стенания,
боли, уныния и отчаяния. Он не свободен от страданий, я говорю
вам.
Но, монахи,
когда обученный ученик Благородных встречается с обретением,
он рассуждает так: «Это обретение, с которым я встретился – непостоянно, страдательно, подвержено изменению». Он понимает
в соответствии с действительностью. Когда он встречается с утратой,
он рассуждает так: «Эта утрата, с которой я встретился – непостоянна,
страдательна, подвержена изменению». Он понимает в соответствии
с действительностью. Когда он встречается со славой… плохой
репутацией… похвалой… порицанием… удовольствием… болью, он рассуждает
так: «Эта боль, с которой я встретился – непостоянна, страдательна,
подвержена изменению». Он понимает в соответствии с действительностью.
Обретение
не завладевает его умом, и утрата не завладевает его умом. Слава…
плохая репутация… похвала… порицание… удовольствие… боль не
завладевает его умом. Он не увлекаем обретением и не отвращаем
утратой. Он не увлекаем славой и не отвращаем плохой репутацией.
Он не увлекаем похвалой и не отвращаем порицанием. Он не увлекаем
удовольствием и не отвращаем болью. Так, отбросив увлечение
и отвращение, он свободен от рождения, от старости и смерти,
от печали, стенания, боли, уныния и отчаяния. Он свободен от
страданий, я говорю вам.
Такова,
монахи, разница, несоответствие, отличие между обученным учеником
Благородных и необученным заурядным человеком». [И далее он
добавил]:
«Утрата, обретение; дурная репутация и слава,
... 1
Он понимает правильно, существование преодолев».
|