[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти восемь основ для лени. Какие восемь?
(1) Бывает
так, что монаху нужно сделать некую работу. Мысль приходит к
нему: «Мне нужно сделать некую работу. Пока работаю, моё тело
устанет. Почему бы мне не прилечь?» И он ложится. Он не зарождает
усердия для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого,
для осуществления ещё-не-осуществлённого. Такова первая основа
для лени.
(2) Далее,
монах выполнил некую работу. Мысль приходит к нему: «Я выполнил
некую работу. Из-за работы моё тело устало. Почему бы мне не
прилечь?» И он ложится. Он не зарождает усердия для достижения
ещё-не-достигнутого… Такова вторая основа для лени.
(3) Далее,
монаху нужно совершить путешествие. Мысль приходит к нему: «Мне
нужно совершить путешествие. Пока я путешествую, моё тело устанет.
Почему бы мне не прилечь?» И он ложится. Он не зарождает усердия
для достижения ещё-не-достигнутого… Такова третья основа для
лени.
(4) Далее,
монах совершил путешествие. Мысль приходит к нему: «Я совершил
путешествие. Пока я путешествовал, моё тело устало. Почему бы
мне не прилечь?» И он ложится. Он не зарождает усердия для достижения
ещё-не-достигнутого… Такова четвёртая основа для лени.
(5) Далее,
монах сходил за подаяниями в деревню или город, но не получил
столько еды, сколько ему необходимо, грубой или же превосходной.
Мысль приходит к нему: «Я сходил за подаяниями в деревню или
город, но не получил столько еды, сколько мне необходимо, грубой
или же превосходной. Моё тело стало уставшим и тягостным. Почему
бы мне не прилечь?» И он ложится. Он не зарождает усердия для
достижения ещё-не-достигнутого… Такова пятая основа для лени.
(6) Далее,
монах сходил за подаяниями в деревню или город, и получил столько
еды, сколько ему необходимо, грубой или же превосходной. Мысль
приходит к нему: «Я сходил за подаяниями в деревню или город,
и получил столько еды, сколько мне необходимо, грубой или же
превосходной. Моё тело стало тяжёлым и тягостным, точно груда
сырых бобов. Почему бы мне не прилечь?» И он ложится. Он не
зарождает усердия для достижения ещё-не-достигнутого… Такова
шестая основа для лени.
(7) Далее,
монах немного болен. Мысль приходит к нему: «Я немного болен.
Мне нужно прилечь. Почему бы мне не прилечь?» И он ложится.
Он не зарождает усердия для достижения ещё-не-достигнутого…
Такова седьмая основа для лени.
(8) Далее,
монах оправился от болезни. Вскоре после выздоровления мысль
приходит к нему: «Я оправился от болезни. Я только что оправился
от болезни. Моё тело всё ещё слабое и тягостное. Почему бы мне
не прилечь?» И он ложится. Он не зарождает усердия для достижения
ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления
ещё-не-осуществлённого. Такова восьмая основа для лени.
Таковы восемь
основ для лени.
Монахи,
есть эти восемь основ для зарождения усердия. Какие восемь?
Бывает так,
что монаху нужно сделать некую работу. Мысль приходит к нему:
«Мне нужно сделать некую работу. Во время работы мне будет непросто
взяться за учение будд. Почему бы мне заранее не зародить усердие
для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого,
для осуществления ещё-не-осуществлённого?» Он зарождает усердие
для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого,
для осуществления ещё-не-осуществлённого. Такова первая основа
для зарождения усердия.
Далее, монах
выполнил некую работу. Мысль приходит к нему: «Я выполнил некую
работу. Во время работы у меня не было возможности взяться за
учение будд. Почему бы мне не зародить усердие для достижения
ещё-не-достигнутого…» Такова вторая основа для зарождения усердия.
Далее, монаху
нужно совершить путешествие. Мысль приходит к нему: «Мне нужно
совершить путешествие. Пока я путешествую, мне будет непросто
взяться за учение будд. Почему бы мне заранее не зародить усердие
для достижения ещё-не-достигнутого…» Такова третья основа для
зарождения усердия.
Далее, монах
совершил путешествие. Мысль приходит к нему: «Я совершил путешествие.
Пока я путешествовал, у меня не было возможности взяться за
учение будд. Почему бы мне не зародить усердие для достижения
ещё-не-достигнутого…» Такова четвёртая основа для зарождения
усердия.
Далее, монах
сходил за подаяниями в деревню или город, но не получил столько
еды, сколько ему необходимо, грубой или же превосходной. Мысль
приходит к нему: «Я сходил за подаяниями в деревню или город,
но не получил столько еды, сколько мне необходимо, грубой или
же превосходной. Моё тело лёгкое и послушное. Почему бы мне
не зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого…» Такова
пятая основа для зарождения усердия.
Далее, монах
сходил за подаяниями в деревню или город, и получил столько
еды, сколько ему необходимо, грубой или же превосходной. Мысль
приходит к нему: «Я сходил за подаяниями в деревню или город,
и получил столько еды, сколько мне необходимо, грубой или же
превосходной. Моё тело сильное и послушное. Почему бы мне не
зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого…» Такова
шестая основа для зарождения усердия.
Далее, монах
немного болен. Мысль приходит к нему: «Я немного болен. Может
статься, что моя болезнь [только] ухудшится. Почему бы мне заранее
не зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого…» Такова
седьмая основа для зарождения усердия.
Далее, монах
оправился от болезни. Вскоре после выздоровления мысль приходит
к нему: «Я оправился от болезни, только что оправился от болезни.
Может статься, что моя болезнь [ещё] вернётся. Почему бы мне
заранее не зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого,
для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого?»
Он зарождает усердие для достижения ещё-не-достигнутого, для
обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого.
Такова восьмая основа для зарождения усердия.
Таковы восемь
основ для зарождения усердия».
|