Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты
в монастыре Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам:
«Монахи!»
«Учитель!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
странники-приверженцы иных учений могут спросить вас: «В чём,
друзья, заключается непосредственная причина для развития средств
к просветлению?» Будучи спрошенными так, как бы вы им ответили?»
«Учитель,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда,
монахи, слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
если странники-приверженцы иных учений спросят вас: «В чём,
друзья, заключается непосредственная причина для развития средств
к просветлению?» – то вот как вам следует ответить:
(1) «Вот,
друзья, у монаха хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи.
Такова первая непосредственная причина для развития средств
к просветлению.
(2) Далее,
друзья, монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой,
обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя
опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила
тренировки, он тренируется в них. Такова вторая непосредственная
причина для развития средств к просветлению.
(3) Далее,
друзья, монах слушает по желанию, без сложностей и проблем,
беседу, связанную с отшельнической жизнью, которая ведёт к раскрытию
сердца, то есть – беседу о малом количестве желаний, о довольствовании
[тем, что есть], об уединении, об отсутствии связанности [с
другими], о зарождении усердия, о нравственном поведении, о
сосредоточении, о мудрости, об освобождении, о знании и видении
освобождения. Такова третья непосредственная причина для развития
средств к просветлению.
(4) Далее,
друзья, монах зародил усилие к оставлению неблагих качеств и
к обретению благих качеств. [В этом] он силён, упорен в старании,
не откладывает [своей] обязанности развивать благие качества.
Таковая четвёртая непосредственная причина для развития средств
к просветлению.
(5) Далее,
друзья, монах мудр. Он обладает мудростью, которая различает
происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей
к полному уничтожению страданий. Таковая пятая непосредственная
причина для развития средств к просветлению».
Когда, монахи,
у монаха есть хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи,
то можно ожидать, что он будет нравственным, тем, кто пребывает,
обуздывая себя Патимоккхой, обладает хорошим поведением и [подобающими]
средствами, видит опасность в мельчайших проступках. Возложив
на себя правила тренировки, он будет тренироваться в них.
Когда у
монаха есть хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи,
то можно ожидать, что он станет слушать по желанию, без сложностей
и проблем, беседу, связанную с отшельнической жизнью…
Когда у
монаха есть хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи,
то можно ожидать, что он зародит усилие к оставлению неблагих
качеств…
Когда у
монаха есть хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи,
то можно ожидать, что он будет мудрым, [будет] обладать мудростью,
которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной,
ведущей к полному уничтожению страданий.
Утвердившись
в этих пяти вещах, далее монаху следует развивать [другие] четыре
вещи. [Какие четыре?]
(6)
Восприятие непривлекательности должно быть развито, чтобы оставить
жажду. (7) Доброжелательность должна быть развита, чтобы отбросить
злобу. (8) Осознанность к дыханию должна быть развита, чтобы
отсечь мысли. (9) Восприятие непостоянства должно быть развито,
чтобы устранить самомнение «я»1.
Когда человек воспринимает непостоянство, то [в нём] утверждается
восприятие безличностности. Тот, кто воспринимает безличностность,
тот искореняет самомнение «я», [что и есть] ниббана в этой самой
жизни».
|