Там
Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: «Друзья монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал:
«Друзья,
следует понимать, что люди двояки: те, с которыми можно общаться,
и те, с которыми нельзя. Следует понимать, что одеяния также
двояки: те, которыми можно воспользоваться, и те, которыми нельзя.
Следует понимать, что еда, полученная как подаяние, также двояка:
та, которой можно воспользоваться, и та, которой нельзя. Следует
понимать, что жилища также двояки: те, которыми можно воспользоваться,
и те, которыми нельзя. Следует понимать, что деревни или города
также двояки: те, которые можно посещать, и те, которые нельзя
посещать. Следует понимать, что и страны и регионы также двояки:
те, которые можно посещать, и те, которые нельзя посещать.
(1) Когда
так было сказано: «Друзья, следует понимать, что люди двояки:
те, с которыми можно общаться, и те, с которыми нельзя» – то
почему так было сказано? Если кто-либо знает о человеке: «Когда
я общаюсь с этим человеком, то неблагие качества увеличиваются
во мне, благие качества уменьшаются. А также четыре необходимых
вещи для монашеской жизни – одеяния, еда, кров, лекарства и
обеспечение для больных [монахов] – обретаются с трудом. А также
цель отшельнической жизни, ради которой я ушёл из домохозяйской
жизни в жизнь бездомную, не достигает во мне совершенства за
счёт развития» – то тогда ему следует покинуть этого человека
в любое время дня или ночи, даже [предварительно] не уведомив
его об этом. Ему не стоит следовать за этим человеком.
(2)
Если кто-либо знает о человеке: «Когда я общаюсь с этим человеком,
то неблагие качества увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются.
Однако четыре необходимых вещи для монашеской жизни – одеяния,
еда, кров, лекарства и обеспечение для больных [монахов] – обретаются
без сложностей и проблем, но всё равно цель отшельнической жизни,
ради которой я ушёл из домохозяйской жизни в жизнь бездомную,
не достигает во мне совершенства за счёт развития» – то тогда
ему следует осмотрительно покинуть этого человека после уведомления
его об этом1.
Ему не стоит следовать за этим человеком.
(3) Если
кто-либо знает о человеке: «Когда я общаюсь с этим человеком,
то неблагие качества уменьшаются во мне, благие качества увеличиваются.
Однако четыре необходимых вещи для монашеской жизни – одеяния,
еда, кров, лекарства и обеспечение для больных [монахов] – обретаются
с трудом, но всё же цель отшельнической жизни, ради которой
я ушёл из домохозяйской жизни в жизнь бездомную, достигает во
мне совершенства за счёт развития» – то тогда ему следует осмотрительно
продолжать следовать за этим человеком. Ему не стоит покидать
его.
(4) Если
кто-либо знает о человеке: «Когда я общаюсь с этим человеком,
то неблагие качества уменьшаются во мне, благие качества увеличиваются.
А также четыре необходимых вещи для монашеской жизни – одеяния,
еда, кров, лекарства и обеспечение для больных [монахов] – обретаются
без сложностей и проблем, а также цель отшельнической жизни,
ради которой я ушёл из домохозяйской жизни в жизнь бездомную,
достигает во мне совершенства за счёт развития» – то тогда ему
надлежит следовать за этим человеком в течение всей своей жизни.
Ему не следует покидать его, даже если его прогнали2.
Когда так
было сказано: «Друзья, следует понимать, что люди двояки: те,
с которыми можно общаться, и те, с которыми нельзя» – то вот
почему так было сказано.
(5) Когда
так было сказано: «Следует понимать, друзья, что одеяния двояки:
те, которыми можно воспользоваться, и те, которыми нельзя» –
то почему так было сказано? Если кто-либо знает об одеянии:
«Когда я использую это одеяние, то неблагие качества увеличиваются
во мне, благие качества уменьшаются» – то тогда ему не следует
использовать такое одеяние. Но если он знает об одеянии: «Когда
я использую это одеяние, то благие качества увеличиваются во
мне, неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует использовать
такое одеяние. Когда так было сказано: «Следует понимать, друзья,
что одеяния двояки: те, которыми можно воспользоваться, и те,
которыми нельзя» – то вот почему так было сказано.
(6) Когда
так было сказано: «Следует понимать, друзья, что еда, полученная
как подаяние, двояка: та, которой можно воспользоваться, и та,
которой нельзя» – то почему так было сказано? Если кто-либо
знает о еде: «Когда я использую эту еду, то неблагие качества
увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются» – то тогда
ему не следует использовать такую еду. Но если он знает о еде:
«Когда я использую эту еду, то благие качества увеличиваются
во мне, неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует
использовать такую еду. Когда так было сказано: «Следует понимать,
друзья, что еда, полученная как подаяние, двояка: та, которой
можно воспользоваться, и та, которой нельзя» – то вот почему
так было сказано.
(7) Когда
так было сказано: «Следует понимать, друзья, что жилища двояки:
те, которыми можно воспользоваться, и те, которыми нельзя» –
то почему так было сказано? Если кто-либо знает о жилище: «Когда
я использую это жилище, то неблагие качества увеличиваются во
мне, благие качества уменьшаются» – то тогда ему не следует
использовать такое жилище. Но если он знает о жилище: «Когда
я использую это жилище, то благие качества увеличиваются во
мне, неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует использовать
такое жилище. Когда так было сказано: «Следует понимать, друзья,
что жилища двояки: те, которыми можно воспользоваться, и те,
которыми нельзя» – то вот почему так было сказано.
(8) Когда
так было сказано: «Следует понимать, друзья, что деревни или
города двояки: те, которые можно посещать, и те, которые нельзя
посещать» – то почему так было сказано? Если кто-либо знает
о деревне или городе: «Когда я посещаю эту деревню или город,
то неблагие качества увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются»
– то тогда ему не следует посещать такую деревню или город.
Но если он знает о деревне или городе: «Когда я посещаю эту
деревню или город, то благие качества увеличиваются во мне,
а неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует посещать
такую деревню или город. Когда так было сказано: «Следует понимать,
друзья, что деревни или города двояки: те, которые можно посещать,
и те, которые нельзя посещать» – то вот почему так было сказано.
(9) Когда
так было сказано: «Следует понимать, друзья, что страны и регионы
двояки: те, которые можно посещать, и те, которые нельзя посещать»
– то почему так было сказано? Если кто-либо знает о стране или
регионе: «Когда я посещаю эту страну или регион, то неблагие
качества увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются»
– то тогда ему не следует посещать такую страну или регион.
Но если он знает о стране или регионе: «Когда я посещаю эту
страну или регион, то благие качества увеличиваются во мне,
а неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует посещать
такую страну или регион. Когда так было сказано: «Следует понимать,
друзья, что страны и регионы двояки: те, которые можно посещать,
и те, которые нельзя посещать» – то вот почему так было сказано».
|