Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Тевидджаваччхаготта-сутта: К Ваччхаготте о трёх знаниях
МН 71

 
редакция перевода: 30.10.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 587"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Весали, в Великом лесу, в Зале С Остроконечной Крышей. И в то время странник Ваччхаготта проживал в парке Странников, у Мангового Дерева Единственного Белого Лотоса. И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и внешнее одеяние и отправился в Весали за подаяниями. Затем Благословенный подумал: «Слишком рано ходить за подаяниями по Весали. Что, если я отправлюсь к страннику Ваччхаготте в парк Странников к Манговому Дереву Единственного Белого Лотоса?»
И тогда Благословенный отправился к страннику Ваччхаготте в парк Странников к Манговому Дереву Единственного Белого Лотоса. Странник Ваччхаготта увидел Благословенного издали и сказал: «Уважаемый, пусть Благословенный подойдёт! Добро пожаловать, Благословенный! Долгое время у Благословенного не было возможности прийти сюда. Пусть Благословенный присядет, вот здесь подготовлено сиденье». Благословенный сел на подготовленное сиденье, а странник Ваччхаготта выбрал [себе более] низкое сиденье, сел рядом, и сказал Благословенному:
«Уважаемый, я слышал так: «Отшельник Готама заявляет о том, что является всезнающим и всевидящим, имеет абсолютное знание и видение: «Иду ли я, стою, сплю или бодрствую, знание и видение постоянно и непрерывно наличествуют во мне»1. Уважаемый, те, кто говорят так, говорят ли именно о том, как это было сказано Благословенным, не выставляют ли они его в ложном свете тем, что не соответствует действительности? Объясняют ли они в соответствии с Дхаммой, так что их утверждение не влечёт за собой уместной почвы для критики?»
«Ваччха, те, кто говорят так, говорят то, что не было сказано мной, выставляют меня в ложном свете тем, что не соответствует действительности»2.
«Уважаемый, как мне отвечать, чтобы я сказал именно о том, как это было сказано Благословенным, и не выставлял бы его в ложном свете тем, что было бы противоположным действительности; объяснил бы в соответствии с Дхаммой, так что моё утверждение не повлекло бы за собой уместной почвы для критики?»
«Ваччха, если ты ответишь так: «Отшельник Готама обладает тройственным истинным знанием», то ты скажешь так, как это было сказано мной, и не выставишь меня в ложном свете тем, что было бы противоположным действительности. Ты объяснишь в соответствии с Дхаммой, так что твоё утверждение не повлечёт за собой уместной почвы для критики.
Ведь до той степени, до которой я пожелаю, я вспоминаю многочисленные прошлые жизни…3 До той степени, до которой я пожелаю, я вижу божественным глазом… За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] здесь и сейчас я вхожу и пребываю в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, реализовав эти состояния для себя посредством прямого знания.
Если ты ответишь так: «Отшельник Готама обладает тройственным истинным знанием», то ты скажешь так, как это было сказано мной… почвы для критики».
Когда так было сказано, странник Ваччхаготта спросил Благословенного: «Господин Готама, бывает ли домохозяин, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела положил бы конец страданию?»
«Ваччха, не бывает домохозяина, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела положил бы конец страданию».
«Господин Готама, бывает ли домохозяин, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела отправился бы в небесные миры?»
«Ваччха, не одна сотня, не две, не три, не четыре, не пять сотен, но куда больше домохозяев без оставления пут домохозяйничества с распадом тела отправились в небесные миры».
«Господин Готама, бывает ли адживака, который бы с распадом тела положил конец страданию?»
«Ваччха, не бывает адживаки, который бы с распадом тела положил конец страданию».
«Господин Готама, бывает ли адживака, который бы с распадом тела отправился в небесные миры?»
«Когда я вспоминаю прошедший девяносто один цикл [существования мира], Ваччха, я не припоминаю ни единого адживаки, который бы с распадом тела отправился в небесные миры, за исключением одного, и он придерживался доктрины нравственной действенности поступка, доктрины нравственной действенности деяний».
«Выходит так, господин Готама, что это религиозное движение пусто даже от тех, кто отправляется на небеса».
«Выходит так, Ваччха, что это религиозное движение пусто даже от тех, кто отправляется на небеса».
Так сказал Благословенный. Странник Ваччхаготта был доволен и восхитился словами Благословенного.


1 Бодхи: О подобном всеведении и всезнании заявлял предводитель древних джайнов Нигантха Натапутта в МН 14.

2 Бодхи: Комментарий объясняет, что хотя часть этого утверждения правдива, Будда отвергает всё утверждение целиком, потому что другая его часть является некорректной. Правдивой частью является утверждение о всезнании и всеведении. Некорректной – то, что всезнание и всеведение постоянно и непрерывно присутствуют в нём. Согласно толковательной традиции Тхеравады Будда обладает всеведением, так как для него потенциально доступно познание любых вещей. Однако он не может знать всего одновременно, ему нужно обратиться к тому, что он желает познать. В МН 90 Будда говорит, что есть возможность знать и видеть всё, хотя и не одновременно. В АН 4.24 он утверждает, что знает всё, что может быть увидено, услышано, ощущено и познано.

3 SV: Эти два знания раскрываются по стандартной формуле, также как, например, в МН 4.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.