Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. И тогда, вечером, достопочтенный
Махачунда вышел из медитации и отправился к Благословенному.
Поклонившись Благословенному, он сел рядом и сказал ему:
«Уважаемый,
в мире возникают различные воззрения, связанные либо с доктринами
о существовании «я», либо с доктринами о мире1.
Происходит ли отбрасывание и оставление этих воззрений в монахе,
который [на данном этапе] уделяет внимание только началу [практики]?»2
«Чунда,
что касается этих различных возникающих в мире воззрений,
связанных либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами
о мире, то если [предмет], в отношении которого эти воззрения
возникли, который лежит в их основе, из-за которого они проявляются3,
увиден [практикующим] правильной мудростью в соответствии
с действительностью так: «Это
не моё, я не таков, это не моё «я» – то тогда происходит отбрасывание
и оставление этих воззрений.
Восемь медитативных достижений
Первая джхана
Чунда, может быть так, что, будучи отстранённым от чувственных
удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], некий
монах входит [в первую джхану] и пребывает в первой джхане,
которая сопровождается направлением [ума на объект медитации]
и удержанием [на нём], с восторгом и удовольствием, что возникли
из-за [этой] отстранённости.
Он
может подумать так: «Я пребываю в стирании [загрязнений ума]».
Но не эти достижения называются «стиранием» в Дисциплине Благородных.
Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Дисциплине
Благородных.
Вторая джхана
Может быть так, что с угасанием направления и удержания некий
монах входит [во вторую джхану] и пребывает во второй джхане,
в которой наличествуют уверенность в себе и единение ума,
в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие,
что возникли посредством сосредоточения.
Он
может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в
Дисциплине Благородных.
Третья джхана
Может быть
так, что с угасанием восторга некий монах пребывает невозмутимым,
осознанным, бдительным, всё ещё ощущая приятное телом. Он входит
и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят
так: «Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании».
Он
может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в
Дисциплине Благородных.
Четвёртая джхана
Может быть
так, что с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим
угасанием радости и грусти, некий монах входит [в четвёртую
джхану] и пребывает в четвёртой джхане, которая является ни-приятной-ни-болезненной,
характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он
может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в
Дисциплине Благородных.
Сфера безграничного пространства
Может быть
так, что с полным преодолением восприятий форм, с исчезновением
восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания
на восприятие множественного, осознавая: «Пространство безгранично»,
некий монах входит в сферу безграничного пространства и пребывает
в ней.
Он
может подумать: «Я пребываю в стирании [загрязнений ума]».
Но не эти достижения называются «стиранием» в Дисциплине Благородных.
Эти называются «умиротворёнными пребываниями» в Дисциплине
Благородных..
Сфера безграничного сознания
Может быть так, что с полным преодолением сферы безграничного
пространства, осознавая: «Сознание безгранично», некий монах
входит в сферу безграничного сознания и пребывает в ней.
Он
может подумать… «умиротворёнными пребываниями» в Дисциплине
Благородных.
Сфера отсутствия всего
Может быть так, что с полным преодолением сферы безграничного
сознания, осознавая: «Здесь ничего нет», некий монах входит
в сферу отсутствия всего и пребывает в ней.
Он
может подумать… «умиротворёнными пребываниями» в Дисциплине
Благородных.
Сфера ни-восприятия-ни-не-восприятия
Может быть так, что с полным преодолением сферы отсутствия
всего монах входит в сферу ни-восприятия-ни-не-восприятия
и пребывает в ней.
Он
может подумать так: «Я пребываю в стирании [загрязнений ума]».
Но не эти достижения называются «стиранием» в Дисциплине Благородных.
Эти называются «умиротворёнными пребываниями» в Дисциплине
Благородных.
Стирание
Чунда, вот как тебе следует практиковать стирание:
«Другие
будут жестокими. Мы не будем жестокими» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут убивать живых существ. Мы не будем убивать живых существ» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие
будут брать то, что [им] не было дано. Мы будем воздерживаться
от взятия того, что не дано» – вот как следует практиковать
стирание.
«Другие
не будут целомудренными. Мы будем целомудренными» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут лгать. Мы не будем лгать» – вот как следует практиковать
стирание.
«Другие
будут говорить злонамеренно. Мы не будем говорить злонамеренно»
– вот как следует практиковать стирание.
«Другие
будут говорить грубо. Мы не будем говорить грубо» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут сплетничать. Мы не будем сплетничать» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут алчными. Мы не будем алчными» – вот как следует практиковать
стирание.
«У других
будет недоброжелательность. У нас не будет недоброжелательности»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будут неправильные воззрения. У нас будут правильные воззрения»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильное устремление. У нас будет правильное устремление»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильная речь. У нас будет правильная речь» – вот
как следует практиковать стирание.
«У других
будут неправильные действия. У нас будут правильные действия»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будут неправильные средства к жизни. У нас будут правильные
средства к жизни» – вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильное усилие. У нас будет правильное усилие»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильная осознанность. У нас будет правильная осознанность»
– вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильное сосредоточение. У нас будет правильное
сосредоточение» – вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет неправильное знание. У нас будет правильное знание»
– вот как следует практиковать стирание.
«У
других будет неправильное освобождение. У нас будет правильное
освобождение» – вот как следует практиковать стирание.
«Других
будет одолевать лень и апатия. Мы будем свободны от лени и
апатии» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие
будут неугомонными. Мы не будем неугомонными» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут сомневающимися. Мы выйдем за пределы сомнения» – вот
как следует практиковать стирание.
«Другие
будут злыми. Мы не будем злыми» – вот как следует практиковать
стирание.
«Другие
будут негодующими. Мы не будем негодующими» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут презрительными. Мы не будем презрительными» – вот
как следует практиковать стирание.
«Другие
будут надменными. Мы не будем надменными» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут завистливыми. Мы не будем завистливыми» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут скупыми. Мы не будем скупыми» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут притворными. Мы не будем притворными» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут лживыми. Мы не будем лживыми» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут упрямыми. Мы не будем упрямыми» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут высокомерными. Мы не будем высокомерными» – вот
как следует практиковать стирание.
«Другим
будет трудно делать замечания. Нам будет легко делать замечания» – вот как следует практиковать стирание.
«У
других будут плохие друзья. У нас будут хорошие друзья» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие
будут беспечными. Мы будем прилежными» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут неверующими. Мы будем верующими» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут бесстыдными. Мы будем иметь чувство стыда» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
не будут бояться совершить проступок. Мы будем бояться совершить
проступок» – вот как следует практиковать стирание.
«У других
будет мало знаний. Мы будем обладать великой учёностью» –
вот как следует практиковать стирание.
«Другие
будут ленивыми. Мы будем усердными» – вот как следует
практиковать стирание.
«Другие
будут неосознанными. Мы будем утверждены в осознанности» – вот как следует практиковать стирание.
«У других
не будет мудрости. Мы будем обладать мудростью» – вот как
следует практиковать стирание.
«Другие
будут придерживаться своих собственных воззрений, прочно за
них держаться, и оставлять их с трудом. Мы не будем придерживаться
своих собственных воззрений, прочно за них держаться, но будем
оставлять их с лёгкостью» – вот как следует практиковать стирание.
Склонность ума
Чунда, я говорю тебе, что даже склонность ума к благим состояниям
является великим благом, так что уж говорить о телесных и
словесных поступках, соответствующих [такому состоянию ума]?
Поэтому, Чунда:
Ум следует
склонять так: «Другие будут жестокими. Мы не будем жестокими».
Ум следует
склонять так: «Другие будут убивать живых существ. Мы будем
воздерживаться от убийства живых существ».
Ум
следует склонять так: «Другие будут брать то, что [им] не
было дано… 4 …
Ум следует
склонять так: «Другие будут придерживаться своих собственных
воззрений, прочно за них держаться, и оставлять их с трудом.
Мы не будем придерживаться своих собственных воззрений, прочно
за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью».
Избегание
Чунда, представь неровный путь и другой, ровный путь, [идя]
которым можно было бы избежать [путешествия по неровному].
И представь неровный брод и другой ровный брод, [идя] которым
можно было бы избежать [перехода по неровному]. Точно так
же:
Тот, кто
жесток, имеет не-жестокость, посредством которой он мог бы
избежать [жестокости].
Тот, кто
убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых
существ, посредством которого он мог бы избежать [убийства].
Тот, кто
берёт то, что [ему] не было дано, имеет воздержание от взятия
того, что не было дано, посредством которого он мог бы избежать
[воровства].
Тот,
кто не соблюдает целомудрия, имеет целомудрие, посредством
которого он мог бы избежать [несоблюдения].
Тот, кто
лжёт, имеет воздержание от лжи, посредством которого он мог
бы избежать [лжи].
Тот,
кто говорит злонамеренно, имеет воздержание от злонамеренных
речей, посредством которого он мог бы избежать их.
Тот, кто
говорит грубо, имеет воздержание от грубости, посредством
которого он мог бы избежать [грубости].
Тот, кто
сплетничает, имеет воздержание от сплетничества, посредством
которого он мог бы избежать [сплетничества].
Тот, кто
алчен, имеет не-алчность, посредством которой он мог бы избежать
[алчности].
Тот, кто
недоброжелателен, имеет не-недоброжелательность, посредством
которой он мог бы избежать [недоброжелательности].
Тот, у
кого неправильные воззрения, имеет правильные воззрения, посредством
которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у
кого неправильное устремление, имеет правильное устремление,
посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у
кого неправильная речь, имеет правильную речь, посредством
которой он мог бы избежать [неправильной].
Тот, у
кого неправильные действия, имеет правильные действия, посредством
которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у
кого неправильные средства к жизни, имеет правильные средства
к жизни, посредством которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у
кого неправильное усилие, имеет правильное усилие, посредством
которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у
кого неправильная осознанность, имеет правильную осознанность,
посредством которой он мог бы избежать [неправильной].
Тот, у
кого неправильное сосредоточение, имеет правильное сосредоточение,
посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у
кого неправильное знание, имеет правильное знание, посредством
которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у
кого неправильное освобождение, имеет правильное освобождение,
посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот,
у кого лень и апатия, имеет свободу от лени и апатии, посредством
которой он мог бы избежать [лени и апатии].
Тот,
у кого неугомонность, имеет не-неугомонность, посредством
которой он мог бы избежать [неугомонности].
Тот, у
кого сомнение, имеет состояние вне сомнения, посредством которого
он мог бы избежать [сомнения].
Тот, кто
злой, имеет не-злобу, посредством которой он мог бы избежать
[злобы].
Тот, кто
негодует, имеет не-негодование, посредством которого он мог
бы избежать [негодования].
Тот, кто
презирает, имеет не-презрение, посредством которого он мог
бы избежать [презрения].
Тот, кто
надменен, имеет не-надменность, посредством которой он мог
бы избежать [надменности].
Тот, кто
завистлив, имеет не-зависть, посредством которой он мог бы
избежать [зависти].
Тот, кто
скуп, имеет не-скупость, посредством которой он мог бы избежать
[скупости].
Тот, кто
притворяется, имеет не-притворство, посредством которого он
мог бы избежать [притворства].
Тот, кто
лживый, имеет не-лживость, посредством которой он мог бы избежать
[лживости].
Тот, кто
упрям, имеет не-упрямство, посредством которого он мог бы
избежать [упрямства].
Тот, кто
высокомерен, имеет не-высокомерие, посредством которого он
мог бы избежать [высокомерия].
Тот, кому
трудно делать замечания, имеет [возможность] быть [тем], кому
легко делать замечания, посредством которой он мог бы избежать
[этого].
Тот, кто
дружит с плохими друзьями, имеет [возможность] дружить с хорошими
друзьями, посредством которой он мог бы избежать [плохих друзей].
Тот, кто
беспечен, имеет прилежание, посредством которого он мог бы
избежать [беспечности].
Тот, кто
неверующий, имеет веру, посредством которой он мог бы избежать
[неверия].
Тот, кто
бесстыдный, имеет чувство стыда, посредством которого он мог
бы избежать [бесстыдства].
Тот, кто
не боится совершить проступок, имеет боязнь совершить проступок,
посредством которой он мог бы избежать [безбоязненности].
Тот, у
кого мало знаний, имеет великую учёность, посредством которой
он мог бы избежать [малого количества знаний].
Тот, кто
ленив, имеет зарождение усердия, посредством которого он мог
бы избежать [лени].
Тот, кто
неосознан, имеет утверждение осознанности, посредством которого
он мог бы избежать [отсутствия осознанности].
Тот, у
кого нет мудрости, имеет обретение мудрости, посредством которого
он мог бы избежать [отсутствия мудрости].
Тот, кто
придерживается своих собственных воззрений, прочно за них
держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность
к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания,
лёгкость их оставления, посредством чего он мог бы избежать
[всего этого].
Путь, ведущий ввысь
Чунда, подобно тому, как все неблагие состояния ведут вниз,
а все благие состояния ведут ввысь, то точно так же:
Тот, кто
жесток, имеет не-жестокость, которая ведёт его ввысь.
Тот, кто
убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых
существ, которое ведёт его ввысь.
Тот,
кто берёт то, что [ему] не было дано… 5
...
Тот, кто
придерживается своих собственных воззрений, прочно за них
держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность
к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания,
лёгкость их оставления, которые ведут его ввысь.
Путь погашения
Чунда, не может быть такого, чтобы тот, кто утопает в грязи
сам, вытащил бы другого утопающего в грязи. [Но] может быть
так, что тот, кто не утопает в грязи сам, вытащил бы другого
утопающего в грязи.
Не может
быть такого, чтобы тот, кто сам необуздан, недисциплинирован,
с неугасшими [загрязнениями ума], мог бы обуздать другого,
дисциплинировать его, помочь погасить [его загрязнения]. [Но]
может быть так, что тот, кто сам обуздан, дисциплинирован,
с угасшими [загрязнениями ума], мог бы обуздать другого, дисциплинировать
его, помочь погасить [его загрязнения].
Точно
также:
Тот, кто
жесток, имеет не-жестокость, посредством которой он гасит
[жестокость].
Тот, кто
убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых
существ, посредством которого он гасит [убийство].
Тот,
кто берёт то, что [ему] не было дано… 6
...
Тот, кто
придерживается своих собственных воззрений, прочно за них
держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность
к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания,
лёгкость их оставления, посредством чего он гасит это.
Так, Чунда,
я научил пути стирания, я научил пути склонения ума, я научил
пути избегания, я научил пути, ведущему ввысь, я научил пути
погашения.
То,
что следует сделать учителю для своих учеников из сострадания
к ним, желая им благополучия, имея к ним сострадание, – всё
это я сделал для вас, Чунда. Вон там – подножья деревьев,
там – пустые хижины. Медитируйте, Чунда, не откладывайте на
потом, иначе будете позже сожалеть об этом. Таково наше наставление
вам».
Так сказал
Благословенный. Достопочтенный Чунда был доволен и восхитился
словами Благословенного.