Однажды
Благословенный пребывал в стране Куру, где был город под названием
Каммасадамма. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и сказал:
«Как
удивительно, Учитель! Как поразительно, Учитель! Это зависимое
возникновение такое глубокое, с таким глубоким смыслом, и в
то же время, оно кажется мне столь ясным, насколько это возможно».
«Не
так оно, Ананда! Не так оно, Ананда! Это зависимое возникновение
глубокое и с глубоким смыслом. Именно из-за непонимания и непостижения
этой Дхаммы, Ананда, это поколение [богов и людей] запутано
как моток пряжи, как спутанный клубок ниток, как переплетённый
тростник и камыш, и оно не может выйти за пределы состояний
лишений, плохих уделов, нижних миров, сансары.
Ананда,
когда кто-либо пребывает в созерцании наслаждения в вещах, к
которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой как условием,
цепляние [возникает]. С цеплянием как условием, существование [возникает]. С существованием как условием, рождение [возникает].
С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Представь,
Ананда, большое дерево, и все его уходящие вниз и по бокам корни
направляли бы сок вверх. Так, будучи поддерживаемым этим соком,
подпитываемым им, это большое дерево простояло бы долгое время.
Точно также, когда кто-либо пребывает в созерцании наслаждения
в вещах, к которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой
как условием, цепляние [возникает]… боль, недовольство и отчаяние
возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.
Ананда,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым
можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды
происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния – прекращение
существования. С прекращением существования – прекращение рождения.
С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение
всей этой груды страданий.
Представь,
Ананда, большое дерево. И мимо проходил бы человек с лопатой
и ведром. Он бы срубил это дерево под корень, выкопал бы его,
вытащил бы корни, [включая] даже небольшие корешки и корневые
нити. Он бы разрезал дерево на части, расколол бы [эти] части
на куски и превратил бы в щепки. Затем он бы высушил эти щепки
на ветру и солнце, сжёг бы их в костре и собрал бы золу. Сделав
так, он бы развеял золу по ветру или же бросил бы её в поток
быстрой реки. Таким образом, это большое дерево было бы срублено
под корень, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено так,
что более не сможет возникнуть в будущем.
Точно также,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым
можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды
происходит прекращение цепляния… боль, недовольство и отчаяние
прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».
|