Однажды
Благословенный пребывал в Раджагахе на горе под названием Пик
Грифов. Там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не
увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в
круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой.
Один человек,
блуждающий и скитающийся [в круговерти перерождений], скованный невежеством
и спутанный жаждой, оставил бы после себя склад костей, кучу
костей, груду костей размером с эту гору Вепулла, если бы кто-нибудь
собирал бы их, и если бы собранное не разлагалось.
И почему?
Потому что, монахи, эта сансара не имеет постижимого начала.
Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали] блуждать
и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой.
Вот
так долго, монахи, вы переживали страдания, боль, несчастье
и наполняли кладбища. Достаточно [долго] для того, чтобы ощутить разочарование [по отношению] ко всем формациям, достаточно для того, чтобы
стать беспристрастными по отношению к ним, достаточно для того,
чтобы освободиться от них».
Так сказал
Благословенный. И сказав это, Счастливейший, Учитель, далее
добавил:
«Куча костей, что каждый оставляет
За прохождение мирового цикла,
Была бы грудой высотою с гору:
Вот рассказал о чём Наимудрейший.
Была бы столь массивной эта груда,
Как эта стройная гора Вепулла,
Что к северу от Пика Ястребов лежит
Среди магадхской горной цепи.
Но когда мудростью он видит
Четыре Благородных Правды –
Страдание, его причины,
Преодоление и Путь,
Что из восьми составлен звеньев,
Ведущий к устранению мук –
То человек этот, скитаясь,
Как максимум ещё семь жизней,
Конец положит всем страданиям,
Все путы полностью искоренив».
|