В
Саваттхи. Один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом и сказал: «Учитель, как долго длится цикл [существования
мира]?»
«Цикл
[существования мира] очень длинный, монах. Непросто подсчитать
это и сказать, что он длится столько-то лет, столько-то сотен
лет, столько-то тысяч лет или столько-то сотен тысяч лет».
«Но можно
ли привести пример, Учитель?»
«Можно,
монах» – ответил Благословенный. «Представь, монах, стоял бы
город, окружённый железными стенами, что йоджану длиной, йоджану
шириной и йоджану высотой, наполненный до самого верха горчичными
зёрнами. И в конце каждого столетия приходил бы человек и забирал
бы оттуда одно зёрнышко. Эта великая груда горчичных зёрен за
счёт этих усилий истощилась бы и исчезла, но цикл [существования
мира] так бы и не окончился. Вот насколько цикл [существования
мира] длинный, монах.
И
циклов [существования мира] такой длины, в течение которых мы
блуждали и скитались [в круговерти перерождений], много – много
сотен, много тысяч, много сотен тысяч. Почему? Потому что, монах,
эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не
увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в
круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой.
Вот так
долго, монах, мы переживали страдания, боль, несчастье и наполняли
кладбища. Достаточно [долго] для того, чтобы ощутить разочарование [по отношению] ко всем формациям, достаточно для того, чтобы стать беспристрастными
по отношению к ним, достаточно для того, чтобы освободиться
от них».
|