В
Саваттхи. И тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился
ему, сел рядом и сказал: «Учитель, было бы хорошо, если бы Благословенный
вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы я пребывал бы один, в
уединении, будучи прилежным, старательным, решительным».
«Монах,
если у человека есть скрытая склонность к чему-либо, то он и
рассматривается в этих рамках1.
Если у него нет скрытой склонности к чему-либо, то он не рассматривается
в этих рамках».
«Понятно,
Благословенный! Понятно, Счастливый!»
«Как же
ты, монах, понял в подробностях значение того, что было сказано
мной вкратце?»
«Если, Учитель,
у человека имеется скрытая склонность к форме, то он рассматривается
в рамках формы. Если у него есть скрытая склонность к чувству,
то он рассматривается в рамках чувства. Если у него есть скрытая
склонность к восприятию, то он рассматривается в рамках восприятия.
Если у него есть скрытая склонность к формациям [ума], то он
рассматривается в рамках формаций. Если у него есть скрытая
склонность к сознанию, то он рассматривается в рамках сознания.
Если, Учитель,
у человека нет скрытой склонности к форме… чувству… восприятию…
формациям… сознанию… то он не рассматривается в рамках этого.
Вот так,
Учитель, я понял в подробностях значение того, что было сказано
Благословенным вкратце».
«Хорошо,
хорошо, монах! Хорошо, что ты [так] понял в подробностях значение
того, что было сказано мной вкратце. Если, монах, у человека
имеется скрытая склонность к форме, то он рассматривается в
рамках формы. Если у него есть скрытая склонность к чувству,
то он рассматривается в рамках чувства. Если у него есть скрытая
склонность к восприятию, то он рассматривается в рамках восприятия.
Если у него есть скрытая склонность к формациям [ума], то он
рассматривается в рамках формаций. Если у него есть скрытая
склонность к сознанию, то он рассматривается в рамках сознания.
Если у человека нет скрытой склонности к форме… чувству… восприятию…
формациям… сознанию… то он не рассматривается в рамках этого.
Вот как следует понимать в подробностях значение того, что было
сказано мной вкратце».
И
затем тот монах, возрадовавшись и восхитившись утверждению Благословенного,
поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному и, обойдя
его с правой стороны, ушёл. И затем, пребывая в одиночестве,
в уединении, будучи старательным, бдительным, решительным, реализовав
это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас он вошёл
и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители
клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную.
Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита,
сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения
в какое-либо состояние существования». Так тот монах стал одним
из арахантов.
|