В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, будьте сами себе островом,
сами себе прибежищем, не имея иного прибежища; [живите] с Дхаммой
в качестве острова, с Дхаммой в качестве прибежища, не имея иного
прибежища. Когда вы будете сами себе островом… с Дхаммой в качестве
прибежища, не имея иного прибежища, то само это основание следует
изучать так: «Из чего рождаются печаль, стенание, боль, горе и
отчаяние? Как они возникают?»
И, монахи,
из чего рождаются печаль, стенание, боль, горе и отчаяние? Как
они возникают? Вот, монахи, необученный заурядный человек – не навещающий Благородных, не обученный в их дисциплине и их
Дхамме; не навещающий чистых [умом] людей, не обученный в их
дисциплине и их Дхамме – считает, что:
* форма – это «я»; или что
* «я» владеет формой; или что
* форма
находится внутри «я»; или что
* «я» находится в форме.
Эта его форма претерпевает изменение и перемены. С изменением
и переменой формы в нём возникает печаль, стенание, боль, горе
и отчаяние.
Он считает,
что чувство… восприятие… формации [ума]… сознание – это «я»;
или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится внутри
«я»; или что «я» находится в сознании. Это его сознание претерпевает
изменение и перемены. С изменением и переменой сознания в нём
возникает печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.
Но,
монахи, когда человек понял непостоянство формы, её изменение,
угасание, прекращение; когда он увидел в соответствии с действительностью
за счёт правильной мудрости: «В прошлом и также и [сейчас] в
настоящем всякая форма непостоянна, страдательна, подвержена
изменению» – то тогда печаль, стенание, боль, горе и отчаяние
отбрасываются. С их отбрасыванием он не становится взволнованным.
Будучи невзволнованным, он пребывает счастливым. Про монаха,
который пребывает счастливым, говорится, что он угас в этом
отношении1.
Когда
он понял непостоянство чувства… восприятия… формаций… сознания,
его изменение, угасание, прекращение; когда он увидел в соответствии
с действительностью за счёт правильной мудрости: «В прошлом
и также и [сейчас] в настоящем всякое сознание непостоянно,
страдательно, подвержено изменению» – то тогда печаль, стенание,
боль, горе и отчаяние отбрасываются. С их отбрасыванием он не
становится взволнованным. Будучи невзволнованным, он пребывает
счастливым. Про монаха, который пребывает счастливым, говорится,
что он угас в этом отношении».
|