В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я не спорю с миром.
Напротив, это мир спорит со мной. Приверженец Дхаммы не спорит
ни с кем в мире. В отношении того, что мудрец в этом мире счёл
бы несуществующим, я тоже говорю, что оно не существует. А в отношении
того, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, я тоже говорю,
что оно существует1.
И что же
это, монахи, что мудрец в этом мире счёл бы несуществующим,
и о чём я бы тоже сказал как о несуществующем? Форму, которая
постоянна, устойчива, вечна, не подвержена изменениям, мудрец
в этом мире счёл бы несуществующей, и я тоже говорю, что таковой
не существует. Чувство… восприятие… формации… сознание, которое
постоянно, устойчиво, вечно, не подвержено изменениям, мудрец
в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю, что такового
не существует. Это, монахи, то, что мудрец в этом мире счёл
бы несуществующим, и о чём я бы тоже сказал как о несуществующем.
И что же
это, монахи, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, и
о чём я бы тоже сказал как о существующем? Форму, которая непостоянна,
страдательна, подвержена изменениям, мудрец в этом мире счёл
бы существующей, и я тоже говорю, что таковая существует. Чувство…
восприятие… формации… сознание, которое непостоянно, страдательно,
подвержено изменениям, мудрец в этом мире счёл бы существующим,
и я тоже говорю, что таковое существует. Это, монахи, то, что
мудрец в этом мире счёл бы существующим, и о чём я бы тоже сказал
как о существующем.
Монахи,
есть в мире мирской феномен2,
в который пробудился и который постиг Татхагата. Сделав так,
он объясняет, учит, провозглашает, утверждает, раскрывает, рассматривает
и проясняет это.
И что это
за мирской феномен в мире, в который пробудился и который постиг
Татхагата? Форма, монахи, это мирской феномен в мире, в который
пробудился и который постиг Татхагата. Сделав так, он объясняет,
учит, провозглашает, утверждает, раскрывает, рассматривает и
проясняет это. Когда таким образом было объяснено… прояснено
Татхагатой, то если кто-то [после всего этого] не знает и не
видит, то что я могу сделать с этим глупым заурядным человеком,
слепым, незрячим, который не знает и не видит?
Чувство…
восприятие… формации… сознание – это мирской феномен в мире,
в который пробудился и который постиг Татхагата. Сделав так,
он объясняет, учит, провозглашает, утверждает, раскрывает, рассматривает
и проясняет это. Когда таким образом было объяснено… прояснено
Татхагатой, то если кто-то [после всего этого] не знает и не
видит, то что я могу сделать с этим глупым заурядным человеком,
слепым, незрячим, который не знает и не видит?
Монахи,
подобно тому, как голубой, красный или белый лотос родился в
воде, вырос в воде, но, поднявшись над поверхностью воды, он
более не запятнан водой, то точно также Татхагата родился в
мире, вырос в мире, но, преодолев мир, пребывает незапятнанным
миром».
|