В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, из-за цепляния к чему,
из-за хватания за что существует [ситуация], что возникает такое
воззрение: «Ветры не дуют, реки не текут, беременная женщина не
рожает, луна и солнце не восходят и не заходят, но стоят на месте
как колонна?»1
«Учитель,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда,
монахи, слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, Учитель»
– ответили монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
когда есть форма, то из-за цепляния за форму, из-за хватания
за форму возникает такое воззрение: «Ветры не дуют… как колонна».
Когда есть чувство… восприятие… формации [ума]... сознание,
то из-за цепляния за сознание, из-за хватания за сознание возникает
такое воззрение: «Ветры не дуют… как колонна».
Как вы думаете,
монахи, форма… чувство… восприятие… формации… сознание постоянно
или непостоянно?»
«Непостоянно,
Учитель».
«А то, что
непостоянно – то является страданием или счастьем?»
«Страданием,
Учитель».
«Но без
цепляния к тому, что является непостоянным, страданием и подвержено
изменениям, могло бы возникнуть подобное воззрение?»
«Нет, Учитель».
«Всё
видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое
и охватываемое умом2
– является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным,
Учитель».
«А то, что
непостоянно – то является страданием или счастьем?»
«Страданием,
Учитель».
«Но без
цепляния к тому, что является непостоянным, страданием и подвержено
изменениям, могло бы возникнуть подобное воззрение?»
«Нет, Учитель».
«Когда,
монахи, ученик Благородных отбросил замешательство в отношении
этих шести случаев, и далее, когда он отбросил замешательство
в отношении страдания, источника страдания, прекращения страдания,
и пути, ведущего к прекращению страдания, то он зовётся учеником
Благородных, который является вступившим в поток, непреклонным,
никогда более не способным родиться в низших мирах, устремлённым
к просветлению».
|