Один
монах подошёл к другому и спросил его: «Друг, каким образом видение
монаха тщательно очищено?»
«Когда,
друг, монах понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение шести сфер контакта, то в этом случае его видение
тщательно очищено».
И тогда
первый монах, не удовлетворившись ответом другого, подошёл ещё
к одному монаху и спросил его: «Друг, каким образом видение
монаха тщательно очищено?».
«Когда,
друг, монах понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение пяти совокупностей, подверженных цеплянию, то в этом
случае его видение тщательно очищено».
И
вновь первый монах, не удовлетворившись ответом другого, подошёл
ещё к одному монаху и спросил его: «Друг, каким образом видение
монаха тщательно очищено?».
«Когда,
друг, монах понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение четырёх великих элементов, то в этом случае его видение
тщательно очищено».
И
вновь первый монах, не удовлетворившись ответом другого, подошёл
ещё к одному монаху и спросил его: «Друг, каким образом видение
монаха тщательно очищено?».
«Когда,
друг, монах понимает в соответствии с действительностью: «Всё,
что возникает, подвержено прекращению», то в этом случае его
видение тщательно очищено».
И тогда
первый монах, не удовлетворившись ответом другого, подошёл к
Благословенному, рассказал обо всём произошедшем, и спросил:
«Учитель, каким образом видение монаха тщательно очищено?»
[Благословенный
ответил]: «Монах, представь, как если бы человек прежде никогда
бы не видел дерева Кимсука1.
Он бы подошёл к человеку, который видел дерево Кимсука и спросил
бы его: «Почтенный, каково дерево Кимсука?» Тот бы ответил:
«Почтенный, дерево Кимсука чёрное, как обгоревший пень». В тот
момент дерево Кимсука было бы для него в точности таким, каким
его видел другой человек.
И тогда
тот человек, не удовлетворившись ответом, отправился бы к ещё
другому человеку, который видел дерево Кимсука и спросил бы
его: «Почтенный, каково дерево Кимсука?» Тот бы ответил: «Почтенный,
дерево Кимсука красное, как кусок мяса». В тот момент дерево
Кимсука было бы для него в точности таким, каким его видел другой
человек.
И тогда
тот человек, не удовлетворившись ответом, отправился бы к ещё
другому человеку, который видел дерево Кимсука и спросил бы
его: «Почтенный, каково дерево Кимсука?» Тот бы ответил: «Почтенный,
у дерева Кимсука свисает полосками кора, а лопнувшие стручки
похожи на акацию». В тот момент дерево Кимсука было бы для него
в точности таким, каким его видел другой человек.
И тогда
тот человек, не удовлетворившись ответом, отправился бы к ещё
другому человеку, который видел дерево Кимсука и спросил бы
его: «Почтенный, каково дерево Кимсука?» Тот бы ответил: «Почтенный,
у дерева Кимсука много листьев и веток, и от него падает большая
тень, как от баньяна». В тот момент дерево Кимсука было бы для
него в точности таким, каким его видел другой человек.
Точно также,
монах, те высочайшие личности ответили в соответствии со своей
склонностью, тем образом, которым их собственное видение было
тщательно очищено.
Представь,
монах, как если бы у царя был бы приграничный город с прочными
бастионами, стенами, арками, и шестью воротами. И туда поставили
бы привратника – мудрого, умелого, умного; того, кто не впускает
чужаков, а впускает [только] знакомых. И пара быстрых посыльных
прибыла бы с востока и они спросили бы у привратника: «Почтенный,
где градоначальник?» Тот бы ответил: «Он сидит на центральной
площади». И тогда пара быстрых посыльных доставила бы послание
градоначальнику, а затем они ушли бы тем же маршрутом, которым
прибыли. И точно также посыльные прибыли бы с запада, с севера,
с юга, и донесли бы своё послание, а затем они ушли бы тем же
маршрутом, которым прибыли.
Я привёл
этот пример, монах, чтобы донести смысл. А смысл здесь такой:
Город – это обозначение этого тела, состоящего из четырёх великих
элементов, рождённого отцом и матерью, выстроенного из риса
и каши, подверженного непостоянству, износу, стиранию, распаду
и рассеиванию. Шесть врат – это обозначение шести внутренних
сфер чувств. Привратник – это обозначение осознанности. Пара
быстрых посыльных – это обозначение успокоения и прозрения.
Градоначальник – это обозначение сознания. Центральная площадь – это обозначение четырёх великих элементов: элемента земли,
элемента воды, элемента огня, элемента ветра. Послание – это
обозначение ниббаны. Маршрут, которым они прибыли – это обозначение
Благородного Восьмеричного Пути, то есть правильного воззрения…
правильного сосредоточения».
|