В
Саваттхи. И тогда царь Пасенади Косальский отправился к Благословенному,
поклонился ему и сел рядом. Благословенный затем сказал ему: «Откуда
путь держишь, великий царь, средь бела дня?»
«Так
вот же, уважаемый, один ростовщик-домохозяин из Саваттхи скончался.
Я переправлял его невостребованное наследниками богатство [к
себе] во дворец, так как он умер, не оставив завещания. Там
было сто лакхов1
золота, не говоря уже о серебре, и всё же, уважаемый, пища того
ростовщика-домохозяина была такой: он ел красный рис с кислой
кашей. Его облачение было таким: он носил три предмета одежды
из пеньки. Его средство передвижения было таким: он ездил в
разломанной небольшой повозке с навесом, сделанным из листьев».
«Так
оно, великий царь! Так оно, великий царь! Когда-то в прошлом,
великий царь, этот ростовщик-домохозяин подал еду паччекабудде2
по имени Тагарасикхи. Сказав: "Дайте еду отшельнику",
он встал со своего сиденья и ушёл. Но потом после даяния он
пожалел [об этом] и подумал: "Лучше бы рабы или рабочие
съели бы ту еду!" Более того, он убил единственного сына
своего брата, чтобы заполучить его состояние.
Поскольку
этот ростовщик-домохозяин подал еду паччекабудде по имени Тагарасикхи,
то вследствие этой каммы он семь раз рождался в в счастливом
уделе, в небесном мире. И в качестве остаточного результата
этой же самой каммы, он семь раз становился ростовщиком в этом
самом городе Саваттхи. Но поскольку этот ростовщик-домохозяин
позже сожалел о [совершённом им] даянии, то вследствие этой
каммы его ум не склонялся к наслаждению превосходной пищей,
превосходными одеяниями, превосходными средствами передвижения
или же к наслаждению превосходными предметами среди пяти нитей
чувственных удовольствий.
И
поскольку этот ростовщик-домохозяин убил единственного сына
своего брата, чтобы заполучить его состояние, то вследствие
этой каммы он мучился в аду много лет, много сотен лет, много
тысяч лет, много сотен тысяч лет. И в качестве остаточного результата
этой же самой каммы он пополнил царскую казну этим седьмым [по
счёту] богатством, невостребованным наследниками.
Старая
заслуга этого ростовщика-домохозяина была всецело истощена,
и он не накопил какой-либо новой заслуги. И сегодня, великий
царь, этот ростовщик-домохозяин жарится в Великом Аду Рорувы3».
«Так
выходит, уважаемый, что этот ростовщик-домохозяин переродился
в Великом Аду Рорувы?»
«Да, великий
царь, этот ростовщик-домохозяин переродился в Великом Аду Рорувы».
[И далее он добавил]:
«Зерно, богатство, золото и серебро,
Любые разные владения,
Посыльные, работники, рабы,
И на твоём живёт кто иждивении –
Всё это ты не сможешь взять с собой,
Придётся всё это тебе оставить.
Но то, что телом совершил,
Или словами, иль умом:
Вот твоё подлинное достояние,
Вот, что возьмёшь, когда уйдёшь.
Оно пойдёт вслед за тобой,
Как будто собственная тень.
Поэтому свершай добро,
Наследство жизни, что придёт.
Заслуги — помощь для существ,
[Возникнут] в мире что ином».
|