Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дутияапуттака-сутта: Бездетный (II)
СН 3.20

 
редакция перевода: 19.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 183"

В Саваттхи. И тогда царь Пасенади Косальский отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Благословенный затем сказал ему: «Откуда путь держишь, великий царь, средь бела дня?»
«Так вот же, уважаемый, один ростовщик-домохозяин из Саваттхи скончался. Я переправлял его невостребованное наследниками богатство [к себе] во дворец, так как он умер, не оставив завещания. Там было сто лакхов1 золота, не говоря уже о серебре, и всё же, уважаемый, пища того ростовщика-домохозяина была такой: он ел красный рис с кислой кашей. Его облачение было таким: он носил три предмета одежды из пеньки. Его средство передвижения было таким: он ездил в разломанной небольшой повозке с навесом, сделанным из листьев».
«Так оно, великий царь! Так оно, великий царь! Когда-то в прошлом, великий царь, этот ростовщик-домохозяин подал еду паччекабудде2 по имени Тагарасикхи. Сказав: "Дайте еду отшельнику", он встал со своего сиденья и ушёл. Но потом после даяния он пожалел [об этом] и подумал: "Лучше бы рабы или рабочие съели бы ту еду!" Более того, он убил единственного сына своего брата, чтобы заполучить его состояние.
Поскольку этот ростовщик-домохозяин подал еду паччекабудде по имени Тагарасикхи, то вследствие этой каммы он семь раз рождался в в счастливом уделе, в небесном мире. И в качестве остаточного результата этой же самой каммы, он семь раз становился ростовщиком в этом самом городе Саваттхи. Но поскольку этот ростовщик-домохозяин позже сожалел о [совершённом им] даянии, то вследствие этой каммы его ум не склонялся к наслаждению превосходной пищей, превосходными одеяниями, превосходными средствами передвижения или же к наслаждению превосходными предметами среди пяти нитей чувственных удовольствий.
И поскольку этот ростовщик-домохозяин убил единственного сына своего брата, чтобы заполучить его состояние, то вследствие этой каммы он мучился в аду много лет, много сотен лет, много тысяч лет, много сотен тысяч лет. И в качестве остаточного результата этой же самой каммы он пополнил царскую казну этим седьмым [по счёту] богатством, невостребованным наследниками.
Старая заслуга этого ростовщика-домохозяина была всецело истощена, и он не накопил какой-либо новой заслуги. И сегодня, великий царь, этот ростовщик-домохозяин жарится в Великом Аду Рорувы3».
«Так выходит, уважаемый, что этот ростовщик-домохозяин переродился в Великом Аду Рорувы?»
«Да, великий царь, этот ростовщик-домохозяин переродился в Великом Аду Рорувы». [И далее он добавил]:

«Зерно, богатство, золото и серебро,
Любые разные владения,
Посыльные, работники, рабы,
И на твоём живёт кто иждивении –
Всё это ты не сможешь взять с собой,
Придётся всё это тебе оставить.

Но то, что телом совершил,
Или словами, иль умом:
Вот твоё подлинное достояние,
Вот, что возьмёшь, когда уйдёшь.
Оно пойдёт вслед за тобой,
Как будто собственная тень.

Поэтому свершай добро,
Наследство жизни, что придёт.
Заслуги — помощь для существ,
[Возникнут] в мире что ином».




1 SV: 1 лакх = сто тысяч (чего-либо).

2 SV: Паччекабудда – это полностью просветлённый, который, в отличие от самма-самбудды, не раскрывает миру Дхамму (или, по крайней мере, она не получает распространения). Паччекабудды появляются только в те периоды, когда в мире полностью отсутствует Учение Будды.

3 Комментарий: Есть два ада Рорувы. Дымящийся Рорува и Горящий Рорува. Дымящийся Рорува – это отдельный ад, но Горящий Рорува – это обозначение великого ада Авичи, названного Рорува, потому что существа, жарящиеся там, кричат снова и снова.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.