Однажды
Достопочтенный Годатта пребывал в Маччхикасанде в Роще Дикого
Манго. И тогда домохозяин Читта отправился к Достопочтенному Годатте,
поклонился ему и сел рядом. Достопочтенный Годатта сказал ему,
по мере того как тот сидел рядом: «Домохозяин,
* безмерное
освобождение ума,
* освобождение ума посредством
отсутствия всего,
* пустотное
освобождение ума,
* беспредметное освобождение
ума:
эти вещи различны в сути и в названии, или же имеют одну суть,
но различаются только в названии?»
«Есть способ
[объяснения], достопочтенный, когда эти вещи различаются в сути
и также различаются в названии, и есть способ, когда они имеют
одну суть, но различаются только в названии.
И каков,
достопочтенный, метод, когда эти вещи различаются в сути и также
различаются в названии?
1)
Вот монах распространяет в первом направлении – как и во втором
направлении, в третьем, четвёртом – сознание, наполненное доброжелательностью.
Он продолжает распространять [такой ум] вверх, вниз, вокруг
и всюду, ко всем и к самому себе, всецело охватывая мир умом,
наполненным доброжелательностью: обильным, обширным, безграничным,
лишённым недоброжелательности, свободным от неприязни.
Он
распространяет в первом направлении – как и во втором направлении,
в третьем, четвёртом сознание, наполненное состраданием…
Он
распространяет в первом направлении – как и во втором направлении,
в третьем, четвёртом сознание, наполненное сорадованием…
Он
распространяет в первом направлении – как и во втором направлении,
в третьем, четвёртом сознание, наполненное невозмутимостью…
… обильным, обширным, безграничным, лишённым недоброжелательности,
свободным от неприязни. Это называется безмерным освобождением
ума.
2)
И что такое, достопочтенный, освобождение ума посредством отсутствия
всего? Вот, полностью преодолев сферу безграничности сознания,
осознавая: «здесь ничего нет», монах входит и пребывает в сфере
отсутствия всего. Это называется освобождением ума посредством
отсутствия всего.
3) И что
такое, достопочтенный, пустотное освобождение ума? Вот монах,
уйдя в лес или к подножью дерева или в пустое жилище, размышляет
так: «Это пусто от «я» или от того, что принадлежит «я». Это
называется пустотным освобождением ума.
4) И что
такое, достопочтенный, беспредметное освобождение ума? Вот,
не обращая внимания ни на какие объекты, монах входит и пребывает
в беспредметном сосредоточении ума. Это называется беспредметным
освобождением ума.
Таков, достопочтенный,
способ [объяснения], когда эти вещи различаются в сути и также
различаются в названии. И каков, достопочтенный, способ, когда
они имеют одну суть, но различаются только в названии?
Жажда,
друг, это создатель разграничений. Злоба – это создатель разграничений.
Заблуждение – это создатель разграничений. В монахе, чьи пятна
[загрязнений ума] окончились, эти [три качества] были оставлены,
уничтожены, сделаны подобными обрубку пальмы, лишены всяческих
условий для развития, не смогут возникнуть в будущем. Если говорить
о безграничном состоянии освобождённого ума, то непоколебимое
состояние освобождённого ума – самое наилучшее. И это непоколебимое
состояние освобождённого ума лишено жажды, лишено злобы, лишено
заблуждения.
Жажда
– это что-то. Злоба – это что-то. Заблуждение – это что-то.
В монахе, чьи пятна окончились, эти [три качества] были оставлены,
уничтожены, сделаны подобными обрубку пальмы, лишены всяческих
условий для развития, не смогут возникнуть в будущем. Если говорить
о состоянии освобождённого ума посредством отсутствия всего,
то непоколебимое состояние освобождённого ума – самое наилучшее.
И это непоколебимое состояние освобождённого ума лишено жажды,
лишено злобы, лишено заблуждения.
Жажда
– это сотворение образов. Злоба – это сотворение образов. Заблуждение
– это сотворение образов. В монахе, чьи пятна окончились, эти
[три качества] были оставлены, уничтожены, сделаны подобными
обрубку пальмы, лишены всяческих условий для развития, не смогут
возникнуть в будущем. Если говорить о беспредметном состоянии
освобождённого ума, то непоколебимое состояние освобождённого
ума – самое наилучшее. И это непоколебимое состояние освобождённого
ума лишено жажды, лишено злобы, лишено заблуждения.
Таков, достопочтенный,
способ [объяснения], когда эти вещи имеют одну суть, но различаются
только в названии».
«Какое благо
для тебя, домохозяин, какое большое благо для тебя, домохозяин,
что ты обладаешь оком мудрости, которое постигает глубокое Слово
Будды».
|