Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Сила сутта: Нравственность
СН 46.3

 
редакция перевода: 09.10.2011
Перевод с английского: SV

источник:
www.dharmafarer.org

лагословенный сказал]: «Монахи, [в отношении] тех монахов, что совершенны в нравственности, совершенны в сосредоточении, совершенны в мудрости, совершенны в освобождении, совершенны в знании и видении освобождения то:

* даже [только] увидеть таких монахов крайне полезно, я говорю вам,
* даже услышать таких монахов крайне полезно, я говорю вам,
* 
даже подойти к таким монахам крайне полезно, я говорю вам,
* даже прислуживать таким монахам крайне полезно, я говорю вам,
* 
даже памятовать о таких монахах крайне полезно, я говорю вам,
* даже следовать за такими монахами крайне полезно, я говорю вам,

И почему? Потому что тот, кто услышал Дхамму от таких монахов, тот пребывает в двояком уединении то есть, в уединении телом и умом1.
1) Пребывая в таком уединении, он вспоминает и размышляет над Дхаммой. Монахи, когда монах, пребывая в таком уединении, вспоминает Дхамму, обдумывает её то в этом случае в нём возникает фактор просветления «осознанность». И так, по мере того как он пребывает в таком уединении, вспоминая и обдумывая Дхамму, фактор осознанности полностью развивается в [уме] монаха.
2) Пребывая столь осознанным, он распознаёт Дхамму, изучает её, тщательно исследует её. Монахи, когда монах, пребывая столь осознанным, распознаёт Дхамму, изучает её, тщательно исследует её то в этом случае в нём возникает фактор просветления «исследование Дхамм». И так фактор исследования Дхамм полностью развивается в [уме] монаха.
3) Когда монах распознаёт мудростью Дхамму, изучает её, исследует её то в этом случае в нём возникает неослабевающее усердие. Монахи, когда монах распознаёт мудростью Дхамму, изучает её, исследует её, порождая неослабевающее усердие то в этом случае в нём возникает фактор просветления «усердие». Так фактор усердия полностью развивается в [уме] монаха.
4) Когда возникло усердие, то не-плотский восторг2 возникает в нём. Монахи, когда не-плотский восторг возникает в зародившем усердие монахе то в этом случае в нём возникает фактор просветления «восторг». Так фактор восторга полностью развивается в [уме] монаха.
5) У того монаха, чей ум пропитан восторгом, тело успокаивается, ум успокаивается. Монахи, когда у монаха, чей ум пропитан восторгом, тело успокаивается, ум успокаивается то в этом случае в нём возникает фактор просветления «безмятежность». Так фактор безмятежности полностью развивается в [уме] монаха.
6) У того монаха, чьё тело безмятежно, возникает счастье. У того, кто счастлив, ум становится сосредоточенным. Монахи, когда у монаха, чьё тело безмятежно, возникает счастье и [потому] ум сосредотачивается то в этом случае в нём возникает фактор просветления «сосредоточение». Так фактор сосредоточения полностью развивается в [уме] монаха.
7) Он пристально, с невозмутимостью рассматривает такой сосредоточенный ум. Монахи, когда монах пристально, с невозмутимостью, рассматривает такой сосредоточенный ум то в этом случае в нём возникает фактор просветления «невозмутимость». Так фактор невозмутимости полностью развивается в [уме] монаха.

Монахи, когда эти семь факторов просветления возделывались и часто развивались таким способом, то можно ожидать [созревания] этих семи плодов и преимуществ.
Каких семи плодов и преимуществ?
1) Монах обретает конечную цель уже в этой самой жизни.
2) Если он не достигает конечной цели уже в этой самой жизни, то он достигает её в момент смерти.
3) Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни, ни в момент смерти то с полным уничтожением пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану в промежутке.
4) Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке то с полным уничтожением пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану на месте приземления.
5) Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления то с полным уничтожением пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану без приложения усилий.
6) Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления, ни без приложения усилий то с полным уничтожением пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану с приложением усилий.
7) Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления, ни без приложения усилий, ни с приложением усилий то с полным уничтожением пяти нижних оков он становится тем, кто будет продвигаться вверх, направляясь к миру Аканиттха.
Монахи, когда эти семь факторов просветления возделывались и часто развивались таким способом, то можно ожидать [созревания] этих семи плодов и преимуществ.


1 Уединение телом – имеется в виду затворничество. Уединение умом – имеется в виду обретение и пребывание в состоянии джханы.

2 Имеется в виду джхановый фактор восторга (пити). Этот восторг возникает не от наслаждения какими-либо чувственными объектами и не от мыслей о чувственных объектах, а благодаря полному устранению пяти умственных помех (в которые входит чувственное желание). Поэтому и говорится, что это "не-плотский" восторг, т.е., грубо говоря, он никоим образом не связан с "плотскими утехами".



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.