Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Парийяя сутта: Метод изложения
СН 46.52

 
редакция перевода: 15.10.2012
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1602"

И тогда, утром, группа монахов оделась и, взяв чаши и одеяния, они вошли в Саваттхи собирать подаяния. И мысль пришла к ним: «Слишком рано ходить по Саваттхи в поисках подаяний. Что если мы отправимся в парк, [где собираются] странники-приверженцы иных учений».
И тогда те монахи отправились в парк, [где собираются] странники-приверженцы иных учений. Они обменялись с теми странниками вежливыми приветствиями и, после обмена вежливыми приветствиями и любезностями, сели рядом. Тогда странники обратились к ним: «Друзья, отшельник Готама обучает Дхамме своих учеников так: «Ну же, монахи, отбросьте пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивайте правильным образом семь факторов просветления». Мы тоже обучаем Дхамме наших учеников так: «Ну же, друзья, отбросьте пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивайте правильным образом семь факторов просветления». Так что, друзья, в чём же разница, в чём же несоответствие, в чём же отличие между отшельником Готамой и нами в отношении одного учения Дхаммы и другого, в отношении одного способа наставления и другого?»1
И тогда те монахи ни возрадовались, ни отвергли утверждений тех странников. Ни возрадовавшись, ни отвергнув их, они поднялись со своих сидений и ушли, думая так: «Мы узнаем суть этого утверждения в присутствии самого Благословенного».
И затем те монахи, собрав подаяния в Саваттхи, вернувшись с хождения за подаяниями, пообедав, отправились к Благословенному. Поклонившись ему, они сели рядом и поведали ему обо всей беседе, что имела место между ними и теми странниками. [Благословенный ответил]:
«Монахи, когда странники-приверженцы других учений говорят так, то их следует спросить: «Друзья, есть ли такой метод изложения, с помощью которого пять помех становятся десятью, а семь факторов просветления становятся четырнадцатью?» Будучи спрошенными так, те странники не смогут ответить, и тогда их будет ожидать лишь недовольство. И почему? Потому что это находится вне их сферы знаний. Я не вижу, монахи, никого в этом мире с его дэвами, Марой и Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей, кто мог бы удовлетворить ум ответом на эти вопросы, кроме Татхагаты или ученика Татхагаты или того, кто услышал об этом от них.

Пять помех в виде десяти

И каков, монахи, метод изложения, посредством которого пять помех становятся десятью?
1) Любое чувственное желание к внутреннему является помехой. Любое чувственное желание к внешнему также является помехой2. Так, то, о чём сказано кратко как о помехе чувственного желания, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
2) Любая недоброжелательность к внутреннему является помехой. Любая недоброжелательность к внешнему также является помехой. Так, то, о чём сказано кратко как о помехе недоброжелательности, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
3) Любая лень и апатия к внутреннему является помехой. Любая лень и апатия к внешнему также является помехой. Так, то, о чём сказано кратко как о помехе лени и апатии, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
4) Любая неугомонность и сожаление к внутреннему является помехой. Любая неугомонность и сожаление к внешнему также является помехой. Так, то, о чём сказано кратко как о помехе неугомонности и сожаления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
5) Любое сомнение к внутреннему является помехой. Любое сомнение к внешнему также является помехой. Так, то, о чём сказано кратко как о помехе сомнения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.

Семь факторов просветления в виде четырнадцати

И каков, монахи, метод изложения, посредством которого семь факторов просветления становятся четырнадцатью?
1) Любая осознанность к внутренним вещам является осознанностью как фактором просветления. Любая осознанность к внешним вещам также является осознанностью как фактором просветления. Так, то, о чём сказано кратко как об осознанности как факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
2) Когда кто-либо распознаёт вещи внутренне своей мудростью, изучает их, исследует их, то это является исследованием феноменов как фактором просветления. Когда кто-либо распознаёт вещи внешне своей мудростью, изучает их, исследует их, то это также является исследованием феноменов как фактором просветления. Так, то, о чём сказано кратко как об исследовании феноменов как факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
3) Любое телесное усердие является усердием как фактором просветления. Любое умственное усердие также является усердием как фактором просветления. Так, то, о чём сказано кратко как об усердии как факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
4) Любой восторг, сопровождаемый направлением и удержанием [ума на объекте] является восторгом как фактором просветления. Любой восторг без направления и удержания [ума на объекте] также является восторгом как фактором просветления3. Так, то, о чём сказано кратко как о восторге как факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
5) Любая телесная безмятежность является безмятежностью как фактором просветления. Любая безмятежность ума также является безмятежностью как фактором просветления4. Так, то, о чём сказано кратко как о безмятежности как факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
6) Любое сосредоточение, сопровождаемое направлением и удержанием [ума на объекте] является сосредоточением как фактором просветления. Любое сосредоточение без направления и удержания [ума на объекте] также является сосредоточением как фактором просветления5. Так, то, о чём сказано кратко как о сосредоточении как о факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
7) Любая невозмутимость в отношении внутренних вещей является невозмутимостью как фактором просветления. Любая невозмутимость в отношении внешних вещей также является невозмутимостью как фактором просветления. Так, то, о чём сказано кратко как о невозмутимости как о факторе просветления, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
Таков, монахи, метод изложения, посредством которого семь факторов просветления становятся четырнадцатью».


1 Согласно Комментарию, у тех странников не было собственного учения о пяти помехах и учения о семи факторах просветления, но они лишь пытались скопировать учение Будды в этом отношении. Однако, как замечает Гетхин, сама сутта не делает таких далеко идущих выводов, но говорит лишь о разнице в методе обучения этим вещам.

2 Комментарий: "Чувственное желание к внутреннему означает желание к собственным пяти совокупностям. Чувственное желание к внешнему – это желание к пяти совокупностям других (а также, вне сомнений, и ко внешним предметам)".

Аналогично можно понимать и дальнейшие помехи. Например, внутреннюю недоброжелательность можно понимать как злобу по отношению к себе, а внешнюю – к другим существам и предметам.

Разница между ленью и апатией объясняется в Висуддхимагге так: лень (тхина) имеет характеристику "отсутствия движущей силы", она устраняет усердие и проявляется как "тонущий ум". Апатия (миддха) имеет характеристику неуклюжести и удушья и проявляется как клевание носом и как сонливость. Лень можно представить как умственную тупость, а апатию как сонливость.
Неугомонность (уддхачча) – это отсутствие успокоения, это возбуждение. Сожаление (куккучча) является сожалением о проступках или ошибках.
Сомнение к внутреннему, согласно Комментарию, является неуверенностью в отношении собственных пяти совокупностей (являются ли они и вправду непостоянными и т.д.), тогда как внешнее сомнение является "великим сомнением" (махавичикиччха) о восьми вещах (Трёх драгоценностях, практике, а также о прошлом, настоящем, будущем и о взаимозависимом возникновении).

3 Восторг с этими двумя факторами – это фактор 1-ой джханы. Восторг без этих двух факторов – это фактор 2-ой джханы.

4 Согласно Комментарию, безмятежность тела (кайя-пассаддхи) является успокоением взволнованности совокупностей чувства, восприятия, формаций. Безмятежность ума (читта-пассаддхи) является успокоением беспокойности совокупности сознания. Комментарии часто трактуют эту пару (тело и ум) с позиции Абхидхаммы, которая проводит разграничение между умом (читтой) и "телом" умственных факторов (читасика), хотя в таких фрагментах как этот под "телом", похоже, подразумевалось физическое тело, которое активно влияло на качественный тон переживаемого опыта.

5 С двумя факторами – это первая джхана, без двух факторов – все остальные, что выше.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.