Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Абхая сутта: Абхая
СН 46.56

 
редакция перевода: 29.10.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1615"

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе на горе Пик Грифов. И тогда принц Абхая отправился к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал:
«Господин, Пурана Кассапа говорит так: «Нет условия и причины для отсутствия знания и видения. Отсутствие знания и видения не имеет условия и причины. Нет условия и причины знания и видения. Знание и видение возникают без условия и беспричинно». Что Благословенный скажет на это?»
«Принц, есть условие и причина для отсутствия знания и видения. Отсутствие знания и видения имеет условие и причину. Есть условие и причина знания и видения. Знание и видение возникают благодаря условию и причине».
«Но, Господин, каково условие и причина для отсутствия знания и видения? Каким образом отсутствие знания и видения имеет условие и причину?»
«Бывает так, принц, когда кто-либо пребывает с умом, охваченным чувственной жаждой, переполненным чувственной жаждой, и не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды, то в этом заключается условие и причина для отсутствия знания и видения. Вот таким образом отсутствие знания и видения имеет условие и причину.
Далее, принц, бывает так, когда кто-либо пребывает с умом, охваченным недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, переполненным сомнением, и не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения, то в этом также заключается условие и причина для отсутствия знания и видения. Вот таким образом отсутствие знания и видения имеет условие и причину».
«Как называется это изложение Дхаммы, Господин?»
«Оно называется «помехами», принц».
«Вне сомнений, таковы помехи, Благословенный! Вне сомнений, это помехи, о Счастливый! Будучи охваченным даже лишь одной из помех, человек не будет знать и видеть вещи в соответствии с действительностью, не говоря уже о том, если он охвачен [всеми] пятью помехами.
Но, Господин, каково условие и причина для знания и видения? Каким образом знание и видение имеет условие и причину?»
«Принц, вот монах развивает осознанность как фактор просветления, который основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении. С умом, который развил осознанность как фактор просветления, он знает и видит вещи в соответствии с действительностью. Таково условие и причина знания и видения. Вот таким образом знание и видение имеют условие и причину.

Далее, принц, монах развивает исследование феноменов…
Далее, принц, монах развивает усердие…
Далее, принц, монах развивает восторг…
Далее, принц, монах развивает безмятежность…
Далее, принц, монах развивает сосредоточение…
Далее, принц, монах развивает невозмутимость как фактор просветления, который основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении. С умом, который развил невозмутимость как фактор просветления, он знает и видит вещи в соответствии с действительностью. Это тоже условие и причина знания и видения. Вот таким образом знание и видение имеют условие и причину».
«Как называется это изложение Дхаммы, Господин?»
«Оно называется «факторами просветления», принц».
«Вне сомнений, таковы факторы просветления, Благословенный! Вне сомнений, это факторы просветления, о Счастливый! Тот, кто имеет лишь один фактор просветления будет знать и видеть вещи в соответствии с действительностью, не говоря уже о том, кто имеет [все] семь факторов просветления. Та телесная усталость и умственная усталость, которые я испытывал из-за восхождения на гору Пик Грифов, исчезли. Я постиг Дхамму»1.


1 Такое утверждение о постижении Дхаммы в текстах обычно означает достижение вступления в поток.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.