Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Радджа-сутта: Владычество
СН 4.20

 
редакция перевода: 30.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 209"

Однажды Благословенный проживал в стране Косал, в небольшой лесной хижине в районе Гималаев. И по мере того как Благословенный пребывал уединённым в затворничестве, следующее раздумье возникло у него в уме: «Есть ли возможность осуществлять владычество праведно: не убивая, не побуждая других убивать, не отбирая, не побуждая других отбирать, без
печали и без причинения печали?»
И тогда Злой Мара, [напрямую] познав своим собственным умом [это] раздумье в уме Благословенного, подошёл к нему и сказал: «Уважаемый, пусть Благословенный осуществляет владычество праведно: не убивая, не побуждая других убивать, не отбирая, не побуждая других отбирать, без печали и без причинения печали».
«Но какую [пользу в этом] ты видишь, Злой, что говоришь мне так?»
«Уважаемый, Благословенный развил и взрастил четыре основы сверхъестественной силы, сделал их своим средством передвижения, сделал их своим основанием, утвердил их, упражнялся в них и в совершенстве и полностью освоил их. Уважаемый, если бы Благословенный пожелал, то ему бы понадобилось лишь намерение, чтобы Гималаи, царь всех гор, стали бы золотыми, превратились в золото»1.

[Благословенный]:
«Пусть даже если бы была из золота гора,
Сотворена была б она из злата целиком —
То мало было бы и даже двух таких.
Кто это знает, ровно тот живёт.

Как к наслаждениям чувств склониться может тот,
Происхождения страданий кто исток узрел?
Познав все обретения как привязь в мире этом,
Тренироваться нужно, чтобы привязь устранить».

И тогда Злой Мара, осознав: «Благословенный, Счастливейший, знает меня», расстроенный и опечаленный, тут же исчез.



1 SV: Как замечает дост. Бодхи, в СН 51.10 говорится, что тот, кто освоил четыре основы сверхъестественной силы, если бы пожелал, мог бы прожить каппу или остаток каппы (обычно под «каппой» понимается срок одного цикла существования мира). В данном случае Мара высказал подобную просьбу, поскольку хотел вызвать в Будде жажду к власти и таким образом обрести над ним контроль. Небезынтересно, что в самой сутте не даётся ответа на вопрос, возможно ли править людьми праведно, и подобная недосказанность прослеживается во всём Палийском каноне целиком. Хотя некоторые тексты допускают появление праведных царей-миродержцев, в целом признаётся, что осуществление управленческой деятельности обычно включает в себя использование насилия и потому не согласуется с идеальным соблюдением правил нравственности.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.