Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе в Бамбуковой
Роще в Беличьем Святилище. В то время Достопочтенный Годхика пребывал
у Чёрной Скалы на склоне горы Исигили. И тогда, по мере того как Достопочтенный Годхика пребывал прилежным, старательным,
решительным, он достиг временного освобождения ума, но [далее]
отпал от этого временного освобождения ума1.
И во второй раз, по мере того как Достопочтенный Годхика пребывал
прилежным, старательным, решительным, он достиг временного освобождения
ума, но [далее] отпал от этого временного освобождения ума. И
в третий раз… и в четвёртый раз… и в пятый раз… и в шестой раз,
по мере того как Достопочтенный Годхика пребывал прилежным, старательным, решительным, он достиг временного освобождения ума,
но [далее] отпал от этого временного освобождения ума. И в седьмой
раз, по мере того как Достопочтенный Годхика пребывал прилежным, старательным, решительным, он достиг временного освобождения ума.
И тогда мысль пришла к Достопочтенному Годхике: «Уже шесть раз
я ниспадал от временного освобождения ума. Что если я использую
нож?»2
И
тогда Злой Мара, [напрямую] познав своим собственным умом это
размышление в уме Достопочтенного Годхики, подошёл к Благословенному
и обратился к нему этими строфами3:
«Герой великий, в мудрости великий,
Всюду сияющий могуществом и славой!
Кланяюсь в ноги я тебе, о Тот Кто Видит,
Преодолевшему вражду и трепетание.
Герой великий, смерть кто одолеть смог,
Один твой ученик желает смерти.
Намеревается [лишить себя он жизни],
Так уж сдержи его, о лучезарный!
Как может ученик твой, о Благословенный –
Тот, кто находит наслаждение в Дхамме,
[Ещё] учащийся, кто ищет идеал сознания –
Сам свою жизнь забрать, о знаменитый?»
И к тому моменту Достопочтенный Годхика уже
использовал нож4.
Благословенный, осознав: «Это Злой Мара», обратился к нему строфой:
«Именно так и поступает тот, уверен кто [в себе]:
Привязанности к жизни не имеет [больше] он.
И жажду вырвав с самым её корешком,
Конечную ниббану Годхика обрёл».
И затем Благословенный обратился к монахам: «Ну же, монахи,
пойдёмте к Чёрной Скале, что на склоне горы Исигили, где почтенный
Годхика использовал нож».
«Да, Учитель» – ответили монахи. И тогда Благословенный вместе с группой монахов
отправился к Чёрной Скале, что на склоне горы Исигили. Благословенный
издали увидел Достопочтенного Годхику, лежащего на кровати с
повернутым плечом. И тут облако дыма, водоворот тьмы направился
к востоку, затем к западу, затем к северу, затем к югу, вверх,
вниз и в иных направлениях. Благословенный тогда сказал монахам:
«Видите, монахи, это облако дыма, водоворот тьмы, что двигается
на восток, затем на запад, на север, на юг, вверх, вниз и в
иных направлениях?»
«Да, Учитель».
«Это,
монахи, Злой Мара ищет сознание почтенного Годхики, недоумевая:
«Где же утвердилось сознание почтенного Годхики?» Однако, монахи,
с неутверждённым сознанием почтенный Годхика достиг окончательной
ниббаны»5.
И тогда
Злой Мара, взяв лютню из жёлтого дерева вилвы, подошёл к Благословенному
и обратился к нему строфой:
«Вверху, внизу и по краям,
В четырёх света сторонах,
А также между ними
Искал всё я, найти не смог,
Куда бы Годхика ушёл».
[Благословенный]:
«Решительным [он] был, уверенным в себе,
И радость в медитации всегда он находил,
И этим занимал себя весь день и ночь,
И не было привязанности к жизни у него.
И войско Мары смог он подчинить,
Не возвратится к новому существованию он.
И жажду вырвав с самым её корешком,
Конечную ниббану Годхика обрёл».
Столь сильно опечален стал он вдруг,
Что даже лютню из подмышки уронил.
И далее тот огорчённый дух
На этом самом месте вдруг исчез6.
|