Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в Восточном
Парке, в Особняке Матери Мигары. И в то время несколько монахов,
проживающих на первом этаже особняка, были неугомонными, чванливыми,
самодовольными, грубыми в речах, путанными в речах, с замутнёнными
умами –
не бдительные, не сосредоточенные, легкомысленные, слабые в своих
качествах [ума].
И тогда
Благословенный обратился к Достопочтенному Махамоггаллане так:
«Моггаллана, твои братья по святой жизни, что проживают на первом
этаже Особняка Матери Мигары, неугомонны… слабые в своих качествах.
Отправляйся, Моггаллана, и пробуди ощущение безотлагательности
в этих монахах».
«Хорошо,
Учитель»
– ответил Достопочтенный
Махамоггаллана. И тогда он сотворил такое чудо посредством сверхъестественных
сил, что заставил Особняк Матери Мигары содрогнуться, затрястись,
и зашататься носком своей ступни1.
И тогда те монахи, напуганные и поражённые, отскочили в сторону
и сказали [друг другу]: «Как удивительно, почтенный! В самом
деле, как поразительно, почтенный! Ведь нет ни малейшего ветерка,
а этот Особняк Матери Мигары имеет глубокое основание, надёжно
установлен, неподвижен, непоколебим. И, всё же, он содрогнулся,
затрясся, зашатался».
И тогда
Благословенный подошёл к тем монахам и сказал им: «Почему, монахи,
вы стоите в стороне, напуганные и поражённые?»
«Как
удивительно, Учитель! В самом деле, как поразительно, Учитель!
Ведь нет ни малейшего ветерка, а этот Особняк Матери Мигары
имеет глубокое основание, надёжно установлен, неподвижен, непоколебим.
И, всё же, он содрогнулся, затрясся, зашатался».
«Монахи,
монах Моггаллана, желая пробудить ощущение безотлагательности
в вас, заставил Особняк Матери Мигары содрогнуться, затрястись,
зашататься носком своей ступни. Как вы думаете, монахи, развив
и взрастив какие вещи, монах Моггаллана стал таким сильным и
могущественным?»
«Учитель,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда слушайте
внимательно, монахи. Я буду говорить».
«Да,
Учитель»
– ответили монахи. Благословенный
сказал:
«Поскольку
он развил и взрастил четыре основы сверхъестественной силы,
монах Моггаллана стал таким сильным и могущественным. Какие
четыре?
1) Вот,
монахи, монах Моггаллана развил основу сверхъестественной силы,
которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей
старания, думая так: «Это моё желание не будет ни слишком вялым,
ни слишком напряжённым; не будет ни сжатым внутренне, ни
отвлечённым вовне». И он пребывал, воспринимая после и прежде:
«Как прежде, так и после; как после, так и прежде; как внизу,
так и вверху; как вверху, так и внизу; как днём, так и ночью;
как ночью, так и днём». Вот так, с открытым и незавёрнутым
умом он развивал ум, насыщенный сиянием.
2) Он развил
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за усердия и формирователей старания…
3) Он развил
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за ума и формирователей старания…
4) Он развил
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за исследования и формирователей старания, думая так: «Это
моё исследование не будет ни слишком вялым, ни слишком напряжённым;
не будет ни сжатым внутренне, ни отвлечённым вовне». И он
пребывал, воспринимая после и прежде: «Как прежде, так и после;
как после, так и прежде; как внизу, так и вверху; как вверху,
так и внизу; как днём, так и ночью; как ночью, так и днём».
Вот так, с открытым и незавёрнутым умом он развивал ум, насыщенный
сиянием.
Именно потому,
монахи, что он развил и взрастил эти четыре основы сверхъестественной
силы, монах Моггаллана стал таким сильным и могущественным.
И
именно потому, монахи, что монах Моггаллана развил и взрастил
эти четыре основы сверхъестественной силы, он овладевает различными
видами сверхъестественных сил… 2
... и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении
мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно
посредством прямого знания».
|