Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дуттхаттхака сутта: Восьмёрка о вражбедном
Снп 4.3

 
редакция текста: 11.04.2020
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

C умом враждебным говорят они,
Другие же с умом, настроенным на правду.
Мудрец не вовлекается в тот диспут, что возник;
А потому у мудреца [ума] бесплодья нет1. (1)

Как может превзойти он собственные взгляды,
Притянутый желанием, окрепший в предпочтении?
Считая совершенными лишь собственные [взгляды],
Он говорил бы так, как понимает сам. (2)

И будучи неспрошенным когда он объявляет
О собственном хорошем поведении, предписаниях,
Умелый говорит, что низкой он натуры,
Поскольку сам себя он [в этом] восхваляет. (3)

Но умиротворённый бхиккху, внутренне угасший,
Не хвастает о поведении своём благом: «Таков я»;
Умелый скажет, благородной он натуры
И не имеет опухолей2 где-либо в сем мире. (4)

Тот, кто учения нечистые составил,
Сложил их вместе и затем их почитает,
Привязан к выгоде, что видит для себя –
К тому покою, что от зыбкого зависим3. (5)

Привязанность к воззрениям непросто одолеть.
Среди учений выбрав, он [воззрение] хватает.
Затем же, между тех цепляния оснований
Он отвергает, [а затем] учение принимает4. (6)

Очищенный воззрений [никаких] не составляет
Где-либо в мире об ином существовании.
Отбросив самомнение, [отбросив] лицемерие,
Как может сбиться он, когда не вовлечён? (7)

Тот, вовлечён кто, втянут в диспут об учениях.
Но как же и о чём с невовлечённым спорить?
Нет ничего, что он бы принял иль отверг бы,
Стряхнул воззрения все здесь уже, [при жизни]. (8)



1 SV: Комментарий (Ниддеса) говорит о том, что у него нет пяти видов умственного бесплодия (МН 16), а также трёх видов бесплодия: бесплодия жажды, злобы, заблуждения.

2 SV: Комментарий (Ниддеса) перечисляет семь опухолей: жажды, злобы, заблуждения, самомнения, воззрений, загрязнений [ума], каммы. Тот, у кого их нет, является арахантом.

3 Комментарий (Параматтхаджотика): Тот, кто распространяет эти нечистые спекулятивные воззрения, делает это потому, что видит выгоду для себя в этом воззрении, такую как почитание в этой самой жизни и превосходный удел в будущей жизни. Поэтому он становится привязанным к этой выгоде и воззрению, которые обозначаются как «покой, зависящий от зыбкого», потому что он неустойчив, возник зависимо, о нём лишь условно говорится как о покое. Поскольку он привязан к этому, он может восхвалять себя несуществующими добродетелями и унижать других несуществующими изъянами.

4 SV: Комментарий объясняет, что он отвергает имевшееся у него учение на тех или иных основаниях. Например, его может разубедить другой учитель, или он может не достичь успехов в своей практике. После этого он принимает другое учение, соглашается с другим учителем, принимает другое воззрение, практику, путь и цепляется за это.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.