Дуттхаттхака
сутта: Восьмёрка о вражбедном
Снп 4.3
|
|
редакция
текста: 11.04.2020
Перевод с английского: SV
источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017
|
|
C
умом враждебным говорят они,
Другие же с умом, настроенным на правду.
Мудрец не вовлекается в тот диспут, что возник;
А потому у мудреца [ума] бесплодья нет1.
(1)
Как может превзойти он собственные взгляды,
Притянутый желанием, окрепший в предпочтении?
Считая совершенными лишь собственные [взгляды],
Он говорил бы так, как понимает сам. (2)
И будучи неспрошенным когда он объявляет
О собственном хорошем поведении, предписаниях,
Умелый говорит, что низкой он натуры,
Поскольку сам себя он [в этом] восхваляет. (3)
Но умиротворённый бхиккху, внутренне угасший,
Не хвастает о поведении своём благом: «Таков я»;
Умелый скажет, благородной он натуры
И не имеет опухолей2
где-либо в сем мире. (4)
Тот, кто учения нечистые составил,
Сложил их вместе и затем их почитает,
Привязан к выгоде, что видит для себя –
К тому покою, что от зыбкого зависим3.
(5)
Привязанность к воззрениям непросто одолеть.
Среди учений выбрав, он [воззрение] хватает.
Затем же, между тех цепляния оснований
Он отвергает, [а затем] учение принимает4.
(6)
Очищенный воззрений [никаких] не составляет
Где-либо в мире об ином существовании.
Отбросив самомнение, [отбросив] лицемерие,
Как может сбиться он, когда не вовлечён? (7)
Тот, вовлечён кто, втянут в диспут об учениях.
Но как же и о чём с невовлечённым спорить?
Нет ничего, что он бы принял иль отверг бы,
Стряхнул воззрения все здесь уже, [при жизни]. (8) |
↑
|
1 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) говорит о том, что у него нет пяти видов
умственного бесплодия (МН
16), а также трёх видов бесплодия: бесплодия жажды, злобы,
заблуждения. |
↑
|
2 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) перечисляет семь опухолей: жажды, злобы,
заблуждения, самомнения, воззрений, загрязнений [ума], каммы.
Тот, у кого их нет, является арахантом. |
↑
|
3 |
Комментарий
(Параматтхаджотика): Тот, кто распространяет эти нечистые спекулятивные
воззрения, делает это потому, что видит выгоду для себя в этом
воззрении, такую как почитание в этой самой жизни и превосходный
удел в будущей жизни. Поэтому он становится привязанным к этой
выгоде и воззрению, которые обозначаются как «покой, зависящий
от зыбкого», потому что он неустойчив, возник зависимо, о нём
лишь условно говорится как о покое. Поскольку он привязан к
этому, он может восхвалять себя несуществующими добродетелями
и унижать других несуществующими изъянами. |
↑
|
4 |
SV:
Комментарий объясняет, что он отвергает имевшееся у него учение
на тех или иных основаниях. Например, его может разубедить другой
учитель, или он может не достичь успехов в своей практике. После
этого он принимает другое учение, соглашается с другим учителем,
принимает другое воззрение, практику, путь и цепляется за это. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|