Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Суддхаттхака сутта: Восьмёрка о чистом
Снп 4.4

 
редакция текста: 11.04.2020
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

«Я вижу чистоту и высшее здоровье,
Чрез видимое полной чистоты можно достичь».
Так, зная напрямую, «высочайшее» познав,
«Я созерцаю чистое» – он к знанию прибегает1. (1)

Если увиденным ты достигаешь чистоты
Или страдание оставляешь [этим] знанием –
Тот, с обретениями кто, очистится другим;
Воззрение выставляет его говорящим так2. (2)

Об очищении увиденным, услышанным, другим,
Иль предписанием, хорошим поведением,
Или же тем, почувствовано что — брахман3 не говорит.
Заслугой4 и проступком не запятнан, он отбросил
Всё взятое, не создавая нового5 здесь впредь. (3)

Отбросив прежнее, привязанный к другому6,
Кто увлечён порывом, узы не пересечёт7.
Ухватывает, снова отпускает,
Как обезьяна, что хватается за ветки. (4)

Когда предпринял сам он предписания8,
Идёт то вверх, то вниз, цепляясь к восприятию.
Но коли знанием осуществил он Дхамму,
То не идёт ни вверх, ни вниз, ведь в мудрости широк он. (5)

От всех феноменов когда он удалился,
Всего, что чувствуется, слышится и зрится, –
Определить9 кто может его в мире,
Провидца, что ведёт себя открыто? (6)

Не создаёт он, не имеет предпочтений10,
Не утверждает: «Чистота, что всех превыше».
Привязанный узел цепляния был ослаблен,
Не создаёт желанья ни к чему он в мире. (7)

Брахман, кто пересёк границу, увидел и познал –
Нет ничего, к чему бы прочно он цеплялся.
Не возбуждаем страстью, не привязанный к бесстрастию,
Он ни к чему здесь не цепляется как к высшему. (8)




1 SV: Комментарий объясняет эту строфу как брахманское воззрение о том, что духовной чистоты можно достичь просто лишь созерцая (обычным зрением) некий чистый предмет.

2 Комментарий (Ниддеса): Если увиденным ты достигаешь чистоты»: видя форму сознанием глаза, человек достигает чистоты, очищения, полного очищения, свободы, освобождения, избавления; «Страдание оставляешь знанием»: если, видя форму сознанием глаза, человек оставляет страдание рождения, старости, болезни, смерти; страдание печали, стенания, боли, грусти и отчаяния — тогда «тот, с обретениями кто, очистится другим». Человек с обретениями — это тот, кто имеет жажду, злобу, заблуждение, самомнение, страсть, воззрения, загрязнения, цепляние. «Другим» - тем, что не является путём к чистоте, [является] ошибочной практикой. «Воззрение выставляет его говорящим так» - воззрение само выставляет этого человека таким: «Этот человек — тот, кто имеет неправильное воззрение, искажённую перспективу».

3 Комментарий: Он брахман, потому что выдворил всё плохое — арахант-брахман, достигший уничтожения загрязнений посредством пути.

4 Комментарий (Ниддеса): Благая волевая активность (камма), относящаяся к трём мирам существования, называется заслугой.

5 Комментарий (Ниддеса): Не создавая благой волевой активности, неблагой волевой активности, непоколебимой волевой активности.

SV: Речь идёт о благой камме, плохой камме, а также «непоколебимой» камме, созданной посредством развития джхан, которая приводит к рождению в мирах форм.

6 Комментарий (Ниддеса): Оставив прежнего учителя, они привязываются к другому учителю. Оставив прежнее учение... группу... воззрение... практику... путь... привязываются к другому пути.

7 Комментарий (Ниддеса): Жажда названа порывом. Они не пересекают узы воззрений, узы загрязнений, узы неблагого поведения.

8 SV: Комментарий говорит о различных видах небуддийских аскетических практик.

9 Комментарий (Ниддеса): Кто может думать о нём как о страстном или полном ненависти или заблуждающемся или скованном [самомнением], схваченном [воззрениями], отвлечённом [неугомонностью], нерешительном [из-за сомнений], цепком [из-за скрытых склонностей]? Волевые активности были отброшены им. Когда они отброшены, как можно думать о нём в рамках обозначений по типу: [это] «существо ада», «животное», «страдающий дух», «человек», «дэва», «имеющий форму», «не имеющий формы», «воспринимающий», «не-воспринимающий», «ни-воспринимающий-ни-невоспринимающий»?

10 Комментарий (Ниддеса): Есть два вида умственных конструктов: умственные конструкты из-за жажды и из-за воззрений. Для них умственные конструкты из-за жажды были отброшены, умственные конструкты из-за воззрений были оставлены. Поскольку это так, они не создают каких-либо умственных конструктов из-за жажды или воззрений. Они не порождают, не производят, не генерируют, не творят таких умственных конструктов. Есть два вида предпочтений: предпочтения из-за жажды и из-за воззрений. Для них предпочтения из-за жажды были отброшены, предпочтения из-за воззрений были оставлены.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.