Главная > Учение > Понятия и термины > Архат
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Арахант

русский: архат, арахант, арахат, святой, просветлённый, освобождённый, достойный, пробуждённый

английский:
arhat, arahant, enlightened being, worthy one

пали:
арахант | arahant

Тот, кто достиг полного пробуждения, ниббаны, включая Будду. Арахант уничтожил жажду, злобу, невежество, то есть три неблагих умственных корня. Он более не родится ни в одном из миров, обрубив все оковы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «арахант» иногда используется как синоним «татхагаты».

После достижения ниббаны пять совокупностей (тело, чувства, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется ниббаной с остатком. После смерти (окончательной ниббаны) араханта, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире, то есть происходит полное и окончательное освобождение от сансары. Это называется ниббаной без остатка.

Арахант не формирует никакой новой каммы. Тем не менее, старая камма может оказывать на него влияние до момента окончательной ниббаны.

Три живых существа считаются арахантами:

1. Самма-самбудда (или просто "будда"). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других.
2. Паччека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других.
3. Савака-будда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды.

Согласно суттам, арахант по своей природе не может:

1. Намеренно лишить жизни живое существо.
2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано.
3. Быть сексуально активным.
4. Сказать намеренную ложь.
5. Накапливать имущество, подобно тому, как когда он был домохозяином.
6. Действовать, исходя из жажды.
7. Действовать, исходя из отвращения.
8. Действовать, исходя из невежества.
9. Испытывать страх.


Арахант обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Если остальные благородные личности в суттах иногда называются учениками
(секха), то арахант зовётся не-учеником (асекха), поскольку выполнил всё, что нужно выполнить и нет чего-то такого, что ему ещё необходимо сделать.
 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт