Главная > Учение > Понятия и термины > Благородный
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Благородный, Арья

русский: благородный ученик, благородная личность, ученик благородных, арья

английский:
noble one, noble person

пали:
арья-пуггала (арья) | ariya-puggala (ariya)

Существует 8 типов личностей на 8-ми этапах пробуждения, то есть идущие сверхмирским путём (
магга), и достигшие сверхмирских плодов (пхала) этих путей.

Эти восемь типов благородных личностей таковы:

1. Тот, кто вступил на путь вступления в поток
(сотапаттимагга)
2. Тот, кто достиг плода вступления в поток
(сотапаттипхала)
3. Тот, кто вступил на путь однажды-возвращения
(сакадагамимагга)
4. Тот, кто достиг плода однажды-возвращения
(сакадагамипхала)
5. Тот, кто вступил на путь не-возвращения
(анагамимагга)
6. Тот, кто достиг плода не-возвращения
(анагамипхала)
7. Тот, кто вступил на путь арахантства
(арахаттамагга)
8. Тот, кто достиг плода арахантства
(арахаттапхала)

Таким образом их можно сгруппировать по парам:

1. Вступивший в поток
(сотапанна)
2. Однажды-возвращающийся
(сакадагами)
3. Не-возвращающийся
(анагами)
4. Арахант
(арахант)

Согласно СН 48.18, каждая из восьми благородных личностей отличается степенью развитости пяти качеств: веры, усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости.

В МН 34 приводится метафора со стадом, иллюстрирующая степень развитости качеств благородных учеников. Араханты сравниваются с быками-вожаками стада. Не-возвращающиеся – с сильными быками. Однажды-возвращающиеся – с тёлками и телятами. Вступившие в поток – с молодыми телятами и хилыми коровами. Идущие-за-счёт-Дхаммы и идущие-за-счёт-веры – с новорожденным телёнком.


В суттах также встречается семеричное разделение благородных личностей:

1. Освобождённый в обоих отношениях (ubhato-bhāga-vimutta)
2. Освобождённый мудростью (paññā-vimutta)
3. Засвидетельствовавший телом (kāya-sakkhī)
4. Достигший воззрения (ditthippatta)
5. Освобождённый верой (saddhāvimutta)
6. Идущий-за-счёт-Дхаммы (dhammānusārī)
7. Идущий-за-счёт-веры (saddhānusārī)

Эти семь типов личностей объясняются в МН 70. Вкратце, первые двое – это два вида арахантов, которые отличаются только наличием достижений бесформенных сфер в медитации. К следующим трём типам могут относится любые уровни учеников, начиная со вступивших в поток и заканчивая теми, кто идёт по пути к арахантству. Они объясняются в АН 3.21. Последние двое – это те, кто вступили на путь ко вступлению в поток, но ещё не реализовали плода вступления в поток. Они объясняются в СН 25.1

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт