|
русский: благородный
ученик, благородная личность, ученик благородных, арья
английский:
noble
one, noble person
пали: арья-пуггала
(арья) | ariya-puggala (ariya)
Существует 8 типов личностей на 8-ми этапах пробуждения,
то есть идущие сверхмирским путём (магга),
и достигшие сверхмирских плодов (пхала)
этих путей.
Эти восемь типов благородных личностей таковы:
1. Тот, кто вступил на путь вступления в поток (сотапаттимагга)
2. Тот, кто достиг плода вступления в поток (сотапаттипхала)
3. Тот, кто вступил на путь однажды-возвращения (сакадагамимагга)
4. Тот, кто достиг плода однажды-возвращения (сакадагамипхала)
5. Тот, кто вступил на путь не-возвращения
(анагамимагга)
6. Тот, кто достиг плода не-возвращения (анагамипхала)
7. Тот, кто вступил на путь арахантства (арахаттамагга)
8. Тот, кто достиг плода арахантства (арахаттапхала)
Таким образом их можно сгруппировать по парам:
1. Вступивший в поток
(сотапанна)
2. Однажды-возвращающийся
(сакадагами)
3. Не-возвращающийся
(анагами)
4. Арахант
(арахант)
Согласно
СН
48.18, каждая из восьми благородных личностей
отличается степенью развитости пяти качеств: веры,
усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости.
В МН 34 приводится метафора со стадом, иллюстрирующая
степень развитости качеств благородных учеников. Араханты
сравниваются с быками-вожаками стада. Не-возвращающиеся
– с сильными быками. Однажды-возвращающиеся – с тёлками
и телятами. Вступившие в поток – с молодыми телятами
и хилыми коровами. Идущие-за-счёт-Дхаммы и идущие-за-счёт-веры
– с новорожденным телёнком.
В суттах также встречается семеричное разделение благородных
личностей:
1. Освобождённый в обоих отношениях (ubhato-bhāga-vimutta)
2. Освобождённый мудростью (paññā-vimutta)
3. Засвидетельствовавший телом (kāya-sakkhī)
4. Достигший воззрения (ditthippatta)
5. Освобождённый верой (saddhāvimutta)
6. Идущий-за-счёт-Дхаммы (dhammānusārī)
7. Идущий-за-счёт-веры (saddhānusārī)
Эти семь типов личностей объясняются в МН 70. Вкратце,
первые двое – это два вида арахантов, которые отличаются
только наличием достижений бесформенных
сфер в медитации. К следующим трём типам могут
относится любые уровни учеников, начиная со вступивших
в поток и заканчивая теми, кто идёт по пути к арахантству.
Они объясняются в АН 3.21. Последние двое – это те,
кто вступили на путь ко вступлению в поток, но ещё
не реализовали плода вступления в поток. Они объясняются
в СН
25.1
|
|