|
|
|
|
|
русский: сосредоточение,
концентрация, самадхи, саматха
английский:
concentration,
samadhi, samatha
пали: самадхи
| samādhi
Этимология слова самадхи:
«сам» (собранный, вместе) «а» (по направлению) «дха»
(держать). Сосредоточение означает установление и удержание
ума на одном объекте.
В Маджхима
Никае 44 сказано: «однонаправленность ума (читтасса-экаггата),
друг Висакха, называется сосредоточением».
●
Согласно
Абхидхамме, сосредоточение (даже очень слабое) всегда
является одной из 7 составляющих любого процесса сознания.
●
Правильное
Сосредоточение как 8-ой фактор Благородного
Восьмеричного Пути определяется как первые
4 джханы и является одним из двух аспектов буддийской
медитации. В более широком
смысле это сосредоточение, являющееся частью каммически
умелого (кусала) сознания.
Если в текстах не упоминается, правильное это сосредоточение
или неправильное, то в таком случае всегда подразумевается
первое.
●
В
Комментариях сосредоточение разделяется на 3 уровня
глубины:
1. Предварительное сосредоточение (парикамма-самадхи),
которое наличествует в самом начале практики развития
сосредоточения.
2. Сосредоточение доступа (упачара-самадхи),
т.е. такое, которое уже близко к достижению джханы,
т.е. полной поглощённости. Сказано, что оно наступает
как только появляется дублицирующий
знак (нимитта).
3. Полное сосредоточение
(апанна-самадхи), т.е. такое, которое наличествует
во время поглощённости, джаны.
●
Развитие сосредоточения приносит следующую пользу:
1. Достигается счастье первых 4 джхан.
2. Можно достичь сверхспособностей
и сверхзнаний.
3. Можно ясно увидеть возникновение
и исчезновение телесных и умственных процессов.
4. Через прямое знание возникновения и исчезновения
телесных и умственных процессов можно навсегда искоренить
загрязнения ума.
●
Сосредоточение является одним из 7 факторов просветления,
одним из 5 духовных качеств и сил.
●
Сосредоточение является 3-ей ступенью Пути (помимо нравственности
и мудрости) при троичном его
рассмотрении, однако, согласно ДН 10, в данном контексте
оно включает в себя внушительный список различных практик
(см. подробнее).
●
Нужно
отметить, что уже длительное время между буддийскими
учителями идут споры о том, может ли практика випассаны
привести к сверхмирской мудрости без должного развития
сосредоточения (джхан). Те,
кто считают, что это возможно, основывают свою точку
зрения на Канонических
Комментариях. Противники данного утверждения отмечают,
что в самом Палийском
Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень
часто делается ударение на развитии джханы для достижения
сверхмирской мудрости. В МН
64 Будда отрицает, что можно уничтожить пять (и,
логично предположить, и все десять) сансарных пут без
джханы.
|
|
|
|
|
|