Главная > Учение > Понятия и термины > Джхана
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Джхана

русский: джхана, джана, дхьяна, поглощённость, медитативное достижение

английский:
jhana, absorbtion

пали:
джхана | jhāna

Обычно джханами обозначают первые четыре уровня глубокого медитативного сосредоточения
(аппана). Такое состояние достигается в медитации, когда полностью преодолены пять помех и ум всецело настроен на один единственный объект медитации (в комментариях перечисляются сорок таких объектов). В этом состоянии ум обладает огромной мощью и чистотой, а также остротой и ясностью распознавания, благодаря чему это состояние идеально подходит для практики випассаны. Джхана – очень труднодостижимое состояние, и в текстах она иногда именуется «сверхчеловеческим феноменом» (уттари манусса дхамма) (например в МН 31):

«Конечно же, Учитель. Когда мы того пожелаем, мы, в достаточной мере оставив чувственные удовольствия, оставив неумелые качества – входим и пребываем в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. Учитель, это сверхчеловеческое состояние, исключительность в знании и видении, достойная Благородных, приятное пребывание, которого мы достигли, пребывая старательными, бдительными, решительными».

В Саманньяпхала сутте джхана причисляется к плодам, то есть результатам отшельнической жизни и практики. Cогласно монашескому уставу (Винае), если монах или монахиня намеренно лгали о достижении джханы, то совершали тем самым параджику и автоматически исключались из монашества до конца жизни. Согласно многочисленным суттам, достижение джханы возможно при устранении пяти помех, что достигается посредством практики сатипаттхан (четырёх основ осознанности). Описание четырёх джхан часто встречается в Каноне. Наиболее подробное из них можно найти в той же Саманньяпхала сутте.

Помимо первых четырёх джхан
(рупа-джхан) иногда джханами называют и 4 бесформенные сферы, арупа-джхана. Бесформенные сферы достигаются на основе четвёртой джханы.

В первой джхане присутствуют 5 джхановых факторов:

1. Направление ума на объект медитации
(витакка)
2. Удержание ума на объекте медитации (вичара)
3. Однонаправленность ума на объект медитации (экаггата)
4. Телесное удовольствие (сукха)
5. Восторг
(пити)

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые болезненные телесные ощущения (см. СН 48.40)

Во второй джхане отбрасываются первые два фактора и остаются три:

1. Однонаправленность
2. Телесное удовольствие
3. Восторг

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые болезненные ментальные чувства, т.е. неприятные умственные ощущения.

В 3-ей джхане отбрасывается фактор восторга и появляется фактор невозмутимости
(упеккха):

1. Однонаправленность
2. Телесное удовольствие
3. Невозмутимость

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые приятные телесные ощущения.

В 4-ой джхане фактор телесного удовольствия замещается нейтральным чувством. В этом состоянии ум обладает наибольшей мощью, устойчивостью и чистотой. С этого момента возможно развитие сверхъестественных способностей и глубочайшего прозрения (см. Пансадховака сутту). Также, начиная с четвёртой джханы и выше, у практикующего полностью прекращается дыхание (воздух, вероятно, поступает только через поры тела). В 4-ой джхане наличествуют следующие факторы:

1. Однонаправленность
2. Ни-болезненное ни-приятное чувство
3. Невозмутимость

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые приятные ментальные чувства, приятные умственные ощущения, а их место занимает невозмутимость, которая относится к ни-приятному-ни-болезненному чувству. Это же нейтальное чувство остаётся и в последующих бесформенных сферах.

После 4-ой джханы можно практиковать ещё более глубокие уровни медитации – бесформенные сферы. Для этого практикующий должен полностью оставить пять сфер чувств, восприятие форм и другие различные восприятия, вызванные органами чувств, настроив ум на единственное восприятие «безграничного пространства» (1). После восприятия безграничного пространства можно перейти к восприятию «безграничного сознания» (2). После восприятия безграничного сознания можно перейти к восприятию «отсутствия всего» (3). После восприятия отсутствия всего можно перейти к «ни восприятию, ни не-восприятию» (4) (самому возвышенному сансарному состоянию).

Во всех этих бесформенных сферах наличествуют те же два фактора, что и в 4-ой джхане – однонаправленность
(экаггата) и невозмутимость (упеккха).

После сферы «ни восприятия, ни не-восприятия» за счёт развитой мудрости можно перейти к «сфере прекращения восприятия и чувствования»
(ниродха самапатти), т.е., по сути, к ниббане.

Согласно Нагара сутте, для достижения джханы требуется 7 хорошо развитых качеств:

1. Вера в Будду
2. Стыд при совершении неблагих поступков или подобных помыслах
3. Боязнь свершения неблагих поступков
4. Изучение Дхаммы, т.е. учения Будды
5. Усердие
6. Осознанность
7. Мудрость

Все эти качества можно отнести к тому или иному фактору Благородного Восьмеричного Пути. А согласно МН 117 джхановое сосредоточение опирается на все семь предыдущих факторов Пути (тогда как джхана относится к последнему, восьмому фактору).

В суттах часто описываются эти два варианта достижения ниббаны:

1. Посредством получения трёх высших знаний (или хотя бы последнего из этой тройки), т.е. знание видения собственных прошлых жизней, знание видения перерождения других живых существ, знание видения как уничтожить загрязнения ума, которые практикуются после достижения четвёртой джханы.

2. Посредством достижения сферы «прекращения чувствования и восприятия» и выхода из этого медитативного состояния.

Примечательно, что перед самой смертью Будда вошёл в первую джхану, затем во вторую и далее вплоть до сферы «прекращения чувствования и восприятия». Затем он спустился вновь до первой джханы, и последовательно поднялся до четвёртой. Когда он вышел из четвёртой джханы, наступила окончательная ниббана (см. Махапариниббана сутту, ДН 16). Возможно, таким образом он хотел ещё раз подчеркнуть важность достижения джхан в качестве своего последнего безмолвного урока.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт