Главная > Учение > Понятия и термины > Джхана
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Джхана

русский: джхана, джана, дхьяна, поглощённость, медитативное достижение

английский:
jhana, absorbtion

пали:
джхана | jhāna

Джханами называются первые четыре уровня глубокого медитативного сосредоточения
(самадхи). Они же составляют последний, 8-ой фактор Благородного Восьмеричного Пути – «Правильное Сосредоточение».

Джхана достигается на основе медитативных практик
сатипаттханы, то есть 7-го фактора Пути. В состоянии джханы полностью преодолены пять помех, ум всецело настроен на единственный объект медитации, а также обладает огромной мощью, чистотой, остротой и ясностью распознавания, благодаря чему джхана идеально подходит для прозрения (випассана), ведущего к реализации высшей цели буддизма. Кроме того, согласно МН 64, без джханы невозможно достичь не только полного просветления (т.е. ниббаны), но даже и уровня не-возвращения.

Джхана – крайне труднодостижимое состояние, и в текстах она иногда называется «сверхчеловеческим феноменом» (уттари манусса дхамма) (например, в МН 31):

«Конечно же, Учитель. Когда мы того пожелаем, мы, в достаточной мере оставив чувственные удовольствия, оставив неумелые качества – входим и пребываем в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. Учитель, это сверхчеловеческое состояние, исключительность в знании и видении, достойная Благородных, приятное пребывание, которого мы достигли, пребывая старательными, бдительными, решительными».

В Саманньяпхала сутте джхана причисляется к плодам, то есть результатам отшельнической жизни и практики. Cогласно монашескому уставу (Винае), если монах или монахиня намеренно лжёт о достижении джханы, то тем самым совершает параджику и автоматически исключается из монашества до конца жизни без возможности восстановления.

В некоторых суттах указываются негативные факторы, качества, состояния, из-за которых невозможно достижение даже первой джханы. Например, в АН 5.256.

Описание и нюансы практики джхан часто встречаются в самых разных суттах Канона. Одно из самых подробных описаний (с яркими метафорами) можно найти, например, в АН 5.28.

В поздней буддийской литературе помимо первых четырёх джхан
(рупа-джханы) джханами называют и четыре бесформенные сферы, арупа-джханы. Бесформенные сферы достигаются на основе четвёртой джханы.

В первой джхане присутствуют 5 джхановых факторов:

– направление ума на объект медитации
(витакка)
– удержание ума на объекте медитации (вичара)
– однонаправленность ума на объект медитации (экаггата)
– телесное удовольствие (сукха)
– восторг
(пити)

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые болезненные телесные ощущения (см. СН 48.40)

Во второй джхане отбрасываются первые два фактора и остаются три:

– однонаправленность
– телесное удовольствие
– восторг

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые болезненные ментальные чувства, т.е. неприятные умственные ощущения.

В 3-ей джхане отбрасывается фактор восторга и появляется фактор невозмутимости
(упеккха):

– однонаправленность
– умственное удовольствие
– невозмутимость

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые приятные телесные ощущения.

В 4-ой джхане фактор умственного удовольствия замещается нейтральным чувством. В этом состоянии ум обладает наибольшей мощью, устойчивостью и чистотой. С этого момента возможно развитие сверхъестественных способностей и глубочайшего прозрения (см. Пансадховака сутту). Также, начиная с четвёртой джханы и выше, у медитатора полностью прекращается дыхание (СН 36.11). В 4-ой джхане наличествуют следующие факторы:

– однонаправленность
– ни-приятное-ни-болезненное чувство
– невозмутимость

Кроме того, в ней целиком прекращаются любые приятные ментальные чувства, приятные умственные ощущения, а их место занимает невозмутимость, которая относится к ни-приятному-ни-болезненному чувству. Это же нейтальное чувство остаётся и в последующих бесформенных сферах.

После 4-ой джханы можно практиковать ещё более глубокие уровни сосредоточения – бесформенные сферы. Для этого практикующий должен полностью оставить пять сфер чувств, восприятие форм и другие различные восприятия, вызванные органами чувств, настроив ум на единственное восприятие «безграничного пространства» (1). После восприятия безграничного пространства можно перейти к восприятию «безграничного сознания» (2). После восприятия безграничного сознания можно перейти к восприятию «отсутствия всего» (3). После восприятия отсутствия всего можно перейти к «ни восприятию, ни не-восприятию» (4) (самому высшему сансарному состоянию). Подробных описаний самих этих уровней в Каноне почти не приводится, однако встречаются разные нюансы, касательно их практики.

Во всех бесформенных сферах наличествуют те же два фактора, что и в 4-ой джхане – однонаправленность
(экаггата) и невозмутимость (упеккха), однако последний уровень настолько утончён, что даже не считается «состоянием с восприятием». Высшим состоянием с восприятием является, согласно суттам, третья бесформенная сфера - «отсутствие всего».

После сферы «ни восприятия, ни не-восприятия» за счёт развитой мудрости можно перейти к «сфере прекращения восприятия и чувствования»
(ниродха самапатти), т.е., по сути, к ниббане.

Согласно Нагара сутте, для достижения джханы требуются 7 хорошо развитых качеств:

1. Вера в Будду
2. Стыд при совершении неблагих поступков или подобных помыслах
3. Боязнь свершения неблагих поступков
4. Изучение Дхаммы, т.е. учения Будды
5. Усердие
6. Осознанность
7. Мудрость

Все эти качества можно отнести к тому или иному фактору Благородного Восьмеричного Пути. А согласно МН 117 джхановое сосредоточение опирается на все семь предыдущих факторов Пути.

В суттах часто встречаются два варианта достижения ниббаны:

– Посредством получения трёх высших знаний (или хотя бы последнего из этой тройки), т.е. знание видения собственных прошлых жизней, знание видения перерождения других живых существ, знание видения как уничтожить загрязнения ума. Они достигаются на основе четвёртой джханы.

– Посредством достижения сферы «прекращения чувствования и восприятия» и выхода из этого медитативного состояния.

Небезынтересно, что ещё до просветления Будда научился достигать всех восьми джхан под руководством учителей Алара Каламы и Уддака Рамапутты (см. МН 26).

Впервые Будда достиг первой джханы спонтанно ещё в детстве. Об этом он вспоминает в МН 36.

Примечательно, что перед самой смертью Будда вошёл в первую джхану, затем во вторую и далее вплоть до сферы «прекращения чувствования и восприятия». Затем он спустился вновь до первой джханы, и последовательно поднялся до четвёртой. Когда он вышел из четвёртой джханы, наступила окончательная ниббана (см. Махапариниббана сутту, ДН 16). Возможно, таким образом он хотел ещё раз подчеркнуть важность достижения джхан в качестве своего последнего безмолвного урока.

В Дхаммападе 372 Будда утверждает, что владеющий джханой и мудростью «стоит на пороге ниббаны».

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт